• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IГлавная|КонтактыIО сайте|Интересные дискуссииI
В слободах Церковь Богоявления

Церковь Богоявления в Ярославле

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления в Ярославле… Построенная в конце XVII века, она была последней в ряду прославленных шедевров архитектуры и монументальной живописи «золотого века» Ярославля.

Содержание

1. Строительство Богоявленской церкви

2. Архитектура церкви Богоявления

3. Дальнейшая история

4. Краеведы прошлого о церкви

 

Строительство церкви Богоявления

На том месте, где стоит церковь Богоявления, издавна строили свои дворы жители Ярославля.  Краеведы XIX-XX вв. утверждают, что деревянная церковь на этом месте существовала то ли в XI веке, то ли в XIII, но никаких документальных подтверждений о существовании церкви в то время не найдено. В начале XVI века эти земли были пожалованы Спасскому монастырю. Не позднее 1539 года здесь была построена деревянная церковь Богоявления. Она дала название Богоявленской слободе.

Каменную церковь Богоявления взялся строить житель Богоявленской слободы ярославский купец Алексей Зубчанинов. Имя жертвователя указывалось в храмозданной летописи на восточной стене алтаря, ныне не сохранившейся: «Сострой сию святую церковь по обещанию своему ярославец гостиной сотни Алексий Авраамов сын Зубчанинов». Мы знаем об этом  только благодаря исследователям древнерусской старины XIX — начала XX века, которые процитировали не сохранившееся ныне летописное клеймо в алтаре.

Церковь Богоявления Северо-восточный фасад

Строилась церковь Богоявления  с 1684 по 1693 год. Освящался храм постепенно, очевидно, по мере построения. Еще в процессе строительства основного храма в 1686 году при митрополите Ростовском и Ярославском Ионе Сысоевиче был освящен придел Дмитрия Прилуцкого. В 1693 году освятили главный престол и только через четыре года, в 1697 году, - придел в воспоминание Страшного суда.

Главный престол  в центральном храме посвящен двунадесятому празднику Богоявления или Крещения Господня. Южный придел, освященный во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца , служил теплой зимней церковью. В 2000 году придел этот переосвящен в честь святых благоверных  князей Василия и Константина, ярославских чудотворцев.У северного придела очень редкое, а возможно, даже уникальное посвящение — в воспоминание Страшного суда Христова. Узкий и тесный, он явно не предназначался для обычных приходских служб. И хотя функции придела не вполне ясны, очевидно, что ему придавалось особое символическое значение в общем замысле церкви.

Это был очень красивый и необычный для Ярославля храм. Каким же он был, и в чем его необычность?

 

Архитектура церкви Богоявления

Церковь Богоявления была своего рода художественным новшеством в Ярославле. Его внешний облик и небывало высокий светлый интерьер поражали воображение горожан. В его архитектуре, уводившей с проторенных путей развития местной школы, Ярославль отдавал дань традициям московского зодчества.

Церковь Богоявления Юго-западный фасад

Этот бесстолпный, без подклета храм перекрыт огромным сомкнутым сводом. Благодаря отсутствию столбов или опор внутри церкви, она стала более вместительной и просторной. Два яруса крупных декоративных кокошников, поставленных на своде «на убег» или двумя уступами, служат основанием для высоких глухих декоративных барабанов.

Традиционные галереи превращены в протяженные приделы. Небольшая западная паперть ничем не напоминает просторных галерей большинства ярославских посадских храмов. Отсутствуют и боковые крыльца, хотя в плоскости фасадов условно воспроизведен их силуэт в виде щипцовых (двускатных) покрытий. Западное крыльцо до перестройки XIX века было очень сходно с крыльцами церкви Иоанна Златоуста в Коровниках.

В расположении колокольни есть тоже своя особенность. Она входит в состав самой галереи и примыкает к северо-западному углу не галереи, а храма, хотя и не связана с ним, отделяясь от храма узким просветом.

Церковь Богоявления Изразцовый декор

Стены храма богато украшены полихромными изразцами. Этот основной декоративный материал введен расчетливо и умело. Зеленоватый мерцающий пояс изразцов охватывает сплошной широкой лентой объем основного храма. Вертикальные гирлянды отдельных изразцов усиливают впечатление стройности пилястр и утонченности пропорций высоких барабанов. Широкие цветные фризы зрительно объединяют алтари, приделы, паперти, крыльцо. Создается впечатление необычайной нарядности и бесконечного разнообразия изразцовых украшений.

Изразцовый декор церкви Богоявления производил огромное впечатление на современников. Дошло до того, что в одном из сюжетов фресок, которыми украшены интерьеры церкви, использован рисунок фасадных изразцов – таково было их художественное влияние.

Бесстолпное пространство главного храма освещено девятью огромными окнами. Пронизанное солнечным светом, легкое и торжественное, со стенами, покрытыми сплошным ковром золотистых фресок, оно напоминало сказочный терем древнерусских былин.

Средневековые зодчие, создав хорошо освещенный и зрительно единый интерьер, предоставили живописцам прекрасные условия для выполнения самых смелых композиционных замыслов. Внутренне убранство храма словно спорит с великолепием декора (к сожалению автор росписи и точная ее дата неизвестны). Стенопись церкви – это обширный евангельский цикл на темы жизни и страданий Христа. Прекрасен рисунок росписей, великолепно их цветовое звучание.

Дополняет убранство церкви Богоявления роскошный резной иконостас в стиле барокко, выполненный в конце XVII века. Скорее всего, он был заказан к открытию храма и с тех пор не менялся.

Дальнейшая история

Нарядная церковь вызывала восхищение своей легкой своеобразной архитектурой и отделкой. В остальном она на протяжении всей своей истории была обычным приходским храмом. Весь штат церкви содержался на собственные средства прихода, так как церковь долгое время не имела руги. Жила она частными пожертвованиями, иногда копеечными, а иногда и весьма щедрыми, кружечным и кошельковым сбором, свечной торговлей. Документы консистории всегда отмечали, что церковь «утварью достаточна».

Приход церкви всегда был невелик. Больше всего прихожан было здесь в конце XVIII века — 188 «душ обоего пола». Но даже этот малочисленный приход находил средства и возможности для разнообразных ремонтов и переделок храма.

Из-за трещин на сводах в приделе Дмитрия Прилуцкого, которые грозили обрушением здания, в 1830 году его значительно перестроили. Было сделано новое перекрытие, проход из центрального храма в придел заложили. Взамен него устроили отдельный вход с запада с крыльцом, в точности повторявшим крыльцо центрального храма. Над алтарной частью придела возвели главку. Тогда же был заложен дверной проем между колокольней и западной галереей, и устроен отдельный вход на колокольню с улицы.

В 1833 году церковь обнесли с трех сторон кирпичной оградой. В 1886 году был сделан последний большой ремонт: «вся церковь по внутреннему и наружному виду своему возобновлена и украшена тщанием ярославского купца Василия Яковлевича Кузнецова».

И все же эти переделки незначительно изменили облик церкви — особенно, по сравнению с другими посадскими храмами XVII столетия.

Серьезный ущерб нанесло храму белогвардейское восстание в июле 1918 года. В результате артиллерийских обстрелов были значительно повреждены южная и западная стены центрального храма, разбиты венчающие храм кокошники, сгорели перекрытия и кровля, пробиты пулями и снарядами главы, южный придел от прямого артиллерийского попадания почти полностью выгорел.

Разрушенных памятников в городе было много, а средств мало, так что церковь Богоявления ремонта тогда так и не дождалась.

Несмотря ни на что, церковная жизнь в храме продолжалась до мая 1927 года. При этом церковь так и стояла практически без кровли и с дырами в стенах, так как ни у общины, ни у Реставрационной комиссии не было средств на ремонт. Осенью 1926 года церковь Богоявления передается Ярославскому Губмузею.

В 1935 году Постановление ВЦИК признает церковь Богоявления выдающимся памятником русской архитектуры XVII века и вносит ее в реестр объектов, охраняемых государством. Но в 1938 году на западной паперти и в южном приделе были устроены гараж и мастерская при нем. Это усугубило и без того тяжелое состояние, в котором находился храм.

С начала 1 950-х годов начинается научная реставрация Богоявленской церкви. Были восстановлены первоначальная кровля на центральном храме и на апсидах, луковичное завершение четырех малых глав, первоначальная форма сводов и наличников окон, полностью отреставрирован южный придел и т.д. По восстановленным древнерусским рецептам взамен утраченных были изготовлены изразцы для храма.

Архитектурная реставрация памятника была продолжена в 2000 году. Силами православной церкви придел Дмитрия Прилуцкого был отремонтирован и приспособлен для служб. Железную кровлю церкви тогда полностью заменили на медную, на фасадах была проведена вычинка кирпича и промывка изразцов.

В настоящее время церковь Богоявления находится в совместном ведении Ярославского музея-заповедника и Русской Православной Церкви.

Церковь Богоявления в Ярославле

Краеведы прошлого о церкви Богоявления

Богоявленский храм, у Спасского монастыря и моста через Которостль, построен купцом гостиной сотни Алексеем Абрамовичем Зубчаниновым в бывшей Богоявленской слободе, по одним сведениям — в 1684 году, и по другим — в 1б91-м. По своим художественным достоинствам это одна из лучших церквей города, возведенная неизвестным, но талантливым зодчим. Особенно хороши в ней соотношения частей друг к другу, делающие храм в его целом очень стройным и в то же время величественным, хотя без громоздкости и тяжести, столь обычных в подобных случаях. Он представляет собою простую, или одноэтажную, галерейную церковь, но, однако, для Ярославля и его губернии совсем необычного пошиба. Это обстоятельство побуждает думать, что строитель церкви едва ли был ярославцем или, по крайней мере, не ярославской школы зодчих. Собственно говоря, по составным частям и распланированию Богоявленский храм — вполне ярославский, но по осуществлению, по воплощению ярославской церковной схемы или остова, если можно так выразиться, он отличается весьма значительно от всех других ярославских церквей. К сожалению, этот храм до сих пор не изучен и не известен в ученой литературе, так как исследователи русского зодчества относились к нему с непонятным и непростительным невниманием. Может быть, их, ставивших себе задачей изучение ярославского зодчества, смущала его особенность и исключительность, а может быть, мешала им трудность и хлопотливость его обследования. Во всяком случае, об этом приходится жалеть, так как достойное внимания остается неизвестным.

Отличия Богоявленской церкви заключаются, прежде всего, в перекрытии как алтаря, так и храма. Храм перекрыт глухим сомкнутым куполообразным сводом, что сделало совсем ненужными столбы внутри церкви.

Отсутствие их придало церкви большую вместимость, простор и, при ее высоте, величественность, непривычную для ярославцев. Алтарь перекрыт сводами в противоположном обычному направлении — длинная ось их идет с севера на юг, а не с запада к востоку. Тот же сомкнутый свод позволил и снаружи убрать храм необычным образом, а именно: закончить его поверх карниза не крышей, а двумя рядами кокошников, поставленных на своде «на убег», или двумя уступами, прикрытыми легкой, весьма пологой четырехскатной кровлею с пятью главами на ней.

В расположении колокольни есть также особенность. Она входит в состав самой галереи и примыкает к северо- западному углу не галереи, а храма, хотя и не связана с последним, отделяясь от него узким просветом. Высота колокольни 14 саженей.

Галерейные приделы выделены из нее тоже немного, главным образом, лишь «щипцами» (фронтонами). Зато с запада в галерею ведут два крыльца. В частности, обратить внимание в Богоявленском храме следует на древние наплавные кресты. Они кованые, сквозные, узорчатые, и, хотя не особенно нарядны, даже скромны, но не лишены изящества, за исключением креста большой главы. Этот мало заметен, хотя также сквозной.

Еще интересны обильные и богатые изразцовые украшения. Здесь цельные карнизы, местами очень широкие, набраны из поливных и с выпуклым рисунком цветных изразцов. Изразцы же вставлены целыми полосами в лопатки, квадраты, унизывают шеи глав и так далее.

Внутри храма интересны железные прорезные кандила, раскрашенные с позолотой и серебрением, большой резной запрестольный крест, а также иконостас. Пол в церкви из белого камня.

Хотя Богоявленская церковь сохранилась относительно довольно хорошо, но не избегла порчи. Различные переделки производились в ней в 1830,1844 и 1858-м годах и коснулись, в первую очередь, глав, на четырех из которых весьма неудачно переделаны маковицы, и южного крыла галереи, приспособленного под теплую церковь.

 

Из Исторического очерка-путеводителя "Ярославль в его прошлом и настоящем". Этот коллективный труд был издан в 1913 году Ярославской экскурсионной комиссией.

 

Перейти к статье Церкви Ярославля