На берегу Волги, недалеко от ее впадения в Которосль, расположена Коровницкая слобода. Здесь находится один из красивейших храмовых ансамблей Ярославля. Он возведен на месте деревянной церкви в древней Коровницкой слободе.
Храмовый комплекс состоит из церкви Иоанна Златоуста, церкви Владимирской иконы Божьей Матери, колокольни, невысокой ограды со Святыми воротами.
Строительство его продолжалось несколько десятков лет, и в результате творчества зодчих нескольких поколений получился уникальный и необыкновенно гармоничный ансамбль. Не одно поколение местных каменщиков и керамистов обогащало и улучшало наружную отделку каменных храмов. Постепенно фасады украсились многоцветными изразцами…
Первой построили летнюю церковь Иоанна Златоуста. Строился он 5 лет, с 1649 по 1654 годы по заказу богатых посадских людей Федора и Ивана Неждановских. Сам по себе храм является выдающимся памятником древнерусского зодчества, и его архитектуре посвящена отдельная статья.
Здесь церковь Иоанна Златоуста в Коровниках...
Церковь Владимирской иконы Божией Матери
Вторым в этом ансамбле для зимних служб в 1669 году был построен храм Владимирской иконы Божией Матери. Чтобы не нарушать гармонии ансамбля, формы и размеры этой церкви были скопированы с церкви Иоанна Златоуста в Ярославле. Получилась симметричная композиция, но такой большой храм отапливать было непросто. Поэтому были вынуждены разделить церковь на два этажа: в нижнем проводились службы, верхний использовался как чердачное помещение. С запада к церкви пристроили традиционную при теплых церквах трапезную.
Силуэт Владимирского храма отчасти повторяет церковь Иоанна Златоуста, но он лишен приделов и галерей, да и фасад его декорирован более скромно.
Создание этого храма положило начало формированию ансамбля, и в богатом, многогранном силуэте ансамбля церкви Владимирской богоматери принадлежит далеко не последняя роль.
Ярославская свеча
В 1680-е гг. была сооружена шатровая колокольня. Она изначально была задумана стоящей отдельно, и, расположенная на равном расстоянии от обоих храмов, связала их воедино. Пожалуй, немного в России колоколен, которые имеют собственное имя. Эта колокольня за свою высоту и стройность прозвана «ярославской свечой». Колокольня признана одной из самых стройных в России. Высота ее 37 метров. «Ярославская свеча» стала композиционным центром комплекса.
Глухой высокий восьмигранный столп, словно вырастающий из земли, служит опорой для богато декорированного шатра с ажурным ярусом звонов. Гладкие, почти лишенные украшений стены восьмерика контрастируют с богато декорированным верхом. От арок звона восьмерик отделен широким поясом из узорчатого кирпича с разноцветными изразцами.
Высокие, богато профилированные арки украшены причудливыми кирпичными полуколонками и завершаются группами из трех кокошников. А над ними взметнулся ввысь стройный шатер с тремя рядами окошек-слухов, украшенных нарядными наличниками.
Некогда на колокольне висели колокола, отлитые в Сибири на заводе Демидова. Пять колоколов, самый большой из которых весил двести пудов, были "сделаны собственным иждивением" купцов Неждановских.
Завершение ансамбля
На рубеже XVII – XVIII вв. на одной оси с колокольней были построены Святые ворота. Они слали еще одним связующим звеном храмового ансамбля в Коровниках. Ворота оформлены в стиле «нарышкинского барокко», четверик с высоким арочным проездом увенчан двумя ярусами восьмериков с главкой. Ворота украшены типичным резным кирпичным декором и изразцами.
Подчеркнуто приниженная ограда со стороны Волги еще больше усиливает впечатление грандиозности обоих храмов и колокольни.
Факты истории
11 июля 1658 года в Ярославле случился «великий» пожар. Выгорел почти весь город, в том числе и Спасский монастырь, в котором находились мощи ярославских святых князей Федора, Давида и Константина. Чтобы спасти мощи от пожара, их перенесли в церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, и какое-то время они находились в храме.
Храм Иоанна Златоуста был расписан намного позднее, в 1730-х годах, артелью ярославских мастеров под руководством знаменитого в то время знаменщика (мастера-иконописца особо высокой квалификации) Алексея Иванова Соплякова.
Храмовый комплекс дошел до нас в относительно хорошей сохранности, которой он в большой мере обязан своей удаленностью от центра города. Он был не на глазах любителей перестроек в стиле церковного благолепия, и о нем забыли.
Интересно цветовое оформление фасадов храма Иоанна Златоуста в Ярославле, которое донесли до нас фотографии начала XX века. Стены были побелены, а наличники, архивольты арок, колонки крыльца, столпы и карнизы, выполненные в кирпиче, ярко выделялись своим красным цветом на белом фоне стены. Этот цветовой контраст повышал декоративность внешнего вида постройки.
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках была закрыта в 1935 году, в ней находился склад. В 1992 году ее передали Русской Старообрядческой Церкви.
Из Исторического очерка-путеводителя "Ярославль в его прошлом и настоящем"
Этот коллективный труд был издан в 1913 году Ярославской экскурсионной комиссией.
Колокольня считается, особенно по шатру, одною из самых стройных шатровых колоколен в России; высота ее 18 саженей.
Некоторые из повешенных на ней колоколов отлиты в Сибири на заводе Демидова; на одном из колоколов латинская надпись: Anchusae amor me fecit. Splinter me fecit. Labor omnia vincit. Так как земля, занятая ныне арестантскими ротами и находящаяся против них до самой Волги, принадлежала Демидовым (представитель этого рода, Павел Григорьевич, — основатель ярославского лицея), то можно было бы думать, что эти колокола составляют Демидовский вклад Златоустовской церкви, однако архиепископ Самуил указывает, что колокола — жертва храмоздателя.
Святые ворота — беседко-башенного пошиба. Как создался этот пошиб и откуда идет, еще не выяснено, но в Ярославской губернии он был распространен. Собственно говоря, в смысле дальнейшего развития и совершенствования их пошиб малообещающ; разработать его в нечто самобытно-своеобразное и выдающееся едва ли удастся — для этого в нем не имеется никаких начал и исходов. Заложенный в пошибе замысел настолько беден, неплодотворен и, для ворот церковной ограды, беспочвен и не основан, что поделать с ним что-нибудь трудно. Он весь вылился в данную форму, на которой и закончился. Поэтому видеть подобные Святые ворота при ярославских храмах, своими формами властно беспокоящих творчество и окрыляющих фантазию, по моему мнению, странно и малопонятно.
Как холодный храм, так и колокольня намеренно были отштукатурены только местами, что в сочетании с цветными изразцами давало недурной, хотя и своеобразный цветной подбор.
В 1887 году перед Археологическим съездом староста «исправил» этот «недочет» и не только отштукатурил церковь, но побелил и колокольню, разделав ее шатер синими разводами.
В переписных книгах начала XVIII века Златоустовский храм назывался соборным, а жители Коровников зовут его собором до сих пор.
Внутри храма, кроме икон и стенописей, достойны внимания хорошо сохранившиеся железные прорезно-чеканные кандила с мелким узором, золочено-серебренные по мардану, с копотниками той же работы.
На паперти лежат надгробные плиты с надписями, прикрывая скромные могилы храмоздателей.
Прежде кровля на храме была значительно положе — нынешняя закрывает кокошники средней главы.
К югу от Златоустовской стоит теплая трапезная Владимирская церковь, освященная в 1669 году. У нее можно отметить лишь входное открытое крыльцо. Оно тяжело, но своеобразно. Как ее придел, так и северный придел холодной церкви в конце XVIII века еще не были освящены.
Храмовый ансамбль в Коровниках фото
Перейти к статье церковь Иоанна Златоуста
Перейти к статье Церкви Ярославля
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи