• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IГлавная|КонтактыIО сайте|Интересные дискуссииI
Церкви Ярославля

Церкви Ярославля

Как великолепное ожерелье украшают город церкви Ярославля. Это предмет гордости жителей, восхищения и удивления гостей города. Среди церквей Ярославля есть настоящие жемчужины древнерусского зодчества.

Содержание

1. Список церквей Ярославля

2. История строительства ярославских храмов

3. Краеведы прошлого о храмах Ярославля

4. Церкви Ярославля - фото

 

Толгский монастырь в Ярославле Районы Ярославля Предприятия Ярославля Площади Ярославля Ярославль зимой фото Ярославль осенью фото Ярославль летом фото князь Ярослав Мудрый Заводы Ярославля Фото старого Ярославля Срасо-Преображенский монастырь в Ярославле Скверы Ярославля

Список церквей Ярославля

  • Успенский собор является самым главным храмом Ярославля, построенный в XXI веке, он одновременно и один из самых молодых храмов.

Самые ценные, яркие и значимые церкви Ярославля были построены в XVII веке:

В Ярославле сохранились и другие прекрасные памятники древнерусской архитектуры:

  • Церковь Николы Надеина – первый каменный храм на ярославском посаде. Впервые также каменная церковь в Ярославле была построена на деньги купцов. До этого каменные храмы возводили только князья или монастыри.
  • Церковь Николы Рубленого восхищает совершенством пропорций при самом скромном декоре фасадов, построена на территории Ярославского кремля – Рубленого города. На сегодняшний день она является единственной сохранившейся в своем первоначальном виде церковью Ярославского кремля.

 

История строительства храмов Ярославля

Первая церковь Ярославля была заложена, по преданию, Ярославом Мудрым в момент основания  города. Деревянная церковь во имя пророка Ильи, самый древний храм города.

Много раз она горела или была разрушена, но вновь на этом месте строили храм. Ильинско-Тихоновская церковь (фото) знаменита именно своей древностью.

В XIII веке ростовским князем Константином Мудрым были заложены две первых каменных церкви Ярославля. Это Успенский собор в кремле и Спасо-Преображенский собор в Спасском монастыре. Немногие города того времени могли похвастаться каменными храмами! К сожалению, те древние постройки не дошли до наших дней.

На месте обветшавшего Спасо-Преображенского собора в начале XVI века возвели  новое каменное здание храма. Сейчас Спасо-Преображенский собор в бывшем мужском монастыре – самая древняя сохранившаяся церковь Ярославля.

Успенский собор много веков был главным храмом Ярославля. Начинало ветшать и разрушаться одно здания собора – возводили другое. В 1937 году Успенский кафедральный собор был взорван. Долгие годы на этом месте только росли деревья.

К 1000-летию Ярославля вновь возводится Успенский собор. Прекрасный и величественный, он виден издалека. Теперь в Ярославле главный храм будет, как и прежде, находиться на самой древней территории города.

 

Успенский собор в Ярославле

Успенский собор в Ярославле

А на этом фото собор отражается в водах реки Которосли.

Успенский собор в Ярославле

Адрес Успенского собора в Ярославле: Которосльная набережная, 2а.

Самые прекрасные каменные церкви Ярославля были построены в XVII веке. В это время в городе скрестились важнейшие торговые пути, связывающие Русское государство с Западной Европой и, по Волге, со странами Востока – Персией, Индией и т.д.

В XVII веке Ярославль был третьим торговым городом страны. Он значительно вырос и по количеству населения был на втором месте в Русском государстве, уступая лишь Москве.

Ярославские купцы были одними из самых богатых. Вот они то и стали заказчиками каменных церквей, которые украсили посад Ярославля. И первым в этой прекрасной веренице возводимых один за другим каменных храмов стала церковь Николы Надеина (фото) .

Церковь Николы Надеина в Ярославле

Освященная в 1622 году, она стала одной из первых каменных построек в Русском государстве после лихолетья Смутного времени. Заказчиком церкви Николы Надеина в Ярославле стал богатейший купец Надея Светешников. Не случайно его имя увековечено в названии церкви. Надея Светешников принадлежал к самой привилегированной части русского купечества – государевым гостям. Он совершал крупные и дерзкие торговые операции по всему Русскому государству, поставлял товары к царскому двору, был лично знаком с царем. На свои деньги он строит первую каменную церковь Ярославля на посаде. До этого весь ярославский посад был деревянный. Эта церковь стала каменной жемчужиной среди деревянного окружения. Ею гордились, о ней слагали легенды.

Адрес церкви Николы Надеина в Ярославле: Народный переулок, 2а

Следующей из сохранившихся церквей Ярославля на средства купцов Назарьевых-Гурьевых была построена  церковь Рождества Христова. Купцы Назарьевы, и особенно второе поколение – купцы Гурьевы, тоже были очень богаты. Кроме активной торговой деятельности они еще занимались промыслом красной рыбы. Для защиты своих рыбных промыслов на реке Яик (Урал) они построили крепость, вокруг которой позднее вырос город. Город Гурьев в течение нескольких столетий носил имя ярославских купцов. И только в 1992 году город Гурьев вошел в состав Республики Казахстан, и был переименован в Атерау.

В Ярославле Гурьевы построили великолепнейший ансамбль церкви Рождества Христова.

Церковь Рождества Христова в Ярославле

В архитектуре этого храма использованы приемы, которые больше нигде в Ярославле не встречаются.

Особенно интересна колокольня. Она была возведена над воротами ограды  и служила шатровым завершением для небольшой церкви. На фото надвратная церковь-колокольня.

Надвратная церковь колокольня

Такого сооружения больше нет нигде!

Адрес церкви Рождества Христова в Ярославле: улица Кедрова, 1.

Самая известная церковь Ярославля, тоже возведенная на средства купцов, – церковь Ильи Пророка. На этом фото западный фасад храма:

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Этот живописнейший ассиметричный храм совершенно по-разному выглядит с разных сторон, с разных точек осмотра.Это фото вид с северо-востока:

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Но при всей своей асимметричности это строго уравновешенный и гармоничный памятник.

В статье Ярославль летом церковь как будто тает в лучах солнца ранним июльским утром ...

Строили церковь известные по всей стране ярославские купцы Скрипины, торговавшие жемчугом, драгоценностями и пушниной. К этим купцам особенно благоволил царь Алексей Михайлович. В знак особой милости им была прислана в дар часть Ризы Господней.  Для хранения этой реликвии в церкви Ильи Пророка был построен специальный Ризоположенский придел.

Ильинский храм по своим архитектурным формам, настенной живописи принадлежит к числу наиболее выразительных и совершенных художественных ансамблей ХVII столетия, он является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников Ярославля.

В XVIII веке по регулярному плану застройки церковь Ильи Пророка оказалась на главной площади города. Она замыкает перспективу нескольких улиц и стала одним из главных архитектурных сооружений центра Ярославля.

Адрес церкви Ильи Пророка в Ярославле: Советская площадь, 7

Во второй половине XVII века разбогатевшие ярославские ремесленники, посадские люди «в складчину» тоже начинают строить каменные храмы. На территории ярославского кремля на средства посадских людей – судостроителей, была возведена одна из самых изящных и поэтичных церквей Ярославля – церковь Николы Рубленого.

Церковь Никрлы Рубленого

 

Церковь Николы Рубленого

 

Церковь Николы Рубленого

Эти фото хорошо передают совершенство пропорций этого небольшого и скромно декорированного зрама, его устремленность ввысь.

Адрес церкви Николы Рубленый город в Ярославле: Которосльная набережная, 8

Рядом с ней на торговой площади появилась монументальная церковь Спаса на Городу.

Церковь Спаса на Городу

На этом фото самый нарядный, северный фасад церкви, обращенный к торговой площади. Именно с этой стороны смотрели на неё ярославцы XVII-XIX вв. А мы сейчас чаще смотрим на церковь со стороны Которосльной набережной.

Церковь Спаса на Городу

Отсюда она выглядит менее нарядной, ведь когда-то вдоль набережной проходил земляной вал, и зодчие меньше всего заботились о фасадах, к нему обращенных.

Адрес церкви Спаса на Городу в Ярославле: улица Андропова, 1

Чуть дальше вдоль берега Которосли на самой границе Земляного города прихожане построили нарядный храм Михаила Архангела.

Церковь Михаила Архангела

 

Церковь Михаила Архангела

Адрес церкви Михаила Архангела в Ярославле: улица Первомайская, 67

Каменные церкви строят и в ярославских слободах. Во второй половине ХVII века сложился один из наиболее выдающихся архитектурных памятников – храмовый ансамбль в Коровницкой слободе, выделяющийся необычностью композиции и изысканностью силуэта.

Храмовый ансамбль в Коровниках

В Толчковской слободе  была возведена церковь Иоанна Предтечи – вершина ярославского зодчества ХVII века, памятник мирового значения, рекомендованный ЮНЕСКО для показа туристам.

Церковь Иоанна Предтечи

До недавнего времени это была самая высокая церковь Ярославля. Здесь и сам храм, и два его симметричных придела увенчаны пятиглавиями.  Фантастический силуэт  пятнадцати глав церкви Иоанна Предтечи, роскошь и обилие изразцов, кирпичных узоров, росписей просто поражают воображение.

Не меньший интерес представляют и другие церкви Ярославля:

Храм Богоявления, адрес : Богоявленская площадь, 25;

Церковь Богоявления в Ярославле

 

Церковь Богоявления в Ярославле

церковь Дмитрия Солунского;

Петропавловская церковь,

Петропавловская церковь

ансамбль церкви Сретенья и др.

Сретенская церковь

В числе основных художественных богатств Ярославля - стенописи его древних церквей. Ни один русский город не имел такого количества прекрасных произведений средневековых монументалистов. Ярославль по праву считается жемчужиной «Золотого кольца». Великолепные церкви Ярославля привлекают многочисленных туристов.

 

Краеведы прошлого о храмах Ярославля

Интересна информация о древних храмах Ярославля в трудах краеведов XIX века.

Исторический очерк-путеводитель "Ярославль в его прошлом и настоящем"

Этот коллективный труд был издан в 1913 году Ярославской экскурсионной комиссией.

Древние храмы Ярославля делятся по постройке на два вида: галерейный — как Преображенский собор, и трапезный. Особняком стоит Успенский кафедральный собор, выстроенный в общем стиле каменных соборных церквей срединной России.

Галерейные храмы, в свою очередь, делятся на две разновидности: подклетный, или двухэтажный, и простой, или одноэтажный. Подклетный храм строился всегда в два этажа, причем этаж-подклет по высоте всегда был ниже верхнего, как предназначенный для служебных целей. Разбитый каменными стенами на несколько отдельных помещений — «палаток», он служил обыкновенно складочным местом товаров и сдавался по найму. Некоторые палатки употреблялись иногда под усыпальницы отдельных родов. Но это назначение подклета, бывшее в древности главным, в XVII веке, к которому относятся почти все древние храмы Ярославля, забылось, и палатками пользовались более практическим образом. Еще реже в подклете устраивалась теплая церковь, ныне же помещения подклета, кроме сдачи под склады, употребляются еще в качестве сторожек, и в них же ставятся печи, там, где существует духовое отопление.

Превращение подклета из склепа в склад получило начало едва ли не в Смутное время, полное разгромов, пожаров и грабежей, побуждавших жителей прятать свое достояние в более надежные и крепкие места.

План ярославского подклетного храма XVII века представляет четырехугольник, приближающийся к квадрату и расположенный по странам света. Посредине четырехугольника — два или четыре четырехгранных столба. К восточной стене примкнуты три полукруглых алтарных выступа, а остальные три стены окружает галерея — паперть. На восточной стороне она нередко оканчивается маленькими придельными храмиками, а в средине западной части спускается по ползучим аркам входною лестницею, в большинстве случаев закрытою крыльцом. Иногда такие входы бывают на северной и южной сторонах.

К северо-западному углу приставлена колокольня. В первоначальном виде галереи делались открытыми, как внизу, так и вверху, но позже практические соображения, вызванные условиями нашего климата и усложнившейся жизни, побудили арочные пролеты галерей и лестниц или заложить наглухо, оставив в них лишь небольшие окна, или, реже, — закрыть стекольчатыми рамами. При таком «усовершенствовании» нижняя галерея превращалась обыкновенно в закрытое помещение, совершенно утрачивая свой вид и много теряя в красоте.

Но скупость и невежество не ограничивались только этим; церковные старосты с ведома причта сдавали палатки под склады мяса и рыбы. Не говоря уже о несоответствии хранения «убоины» в месте молитв, покаяния и проповеди сострадания и любви, нужно заметить, что такое пользование палатками наносило большой вред зданию. Вода, образовывавшаяся от таяния льда, которым набивали палатки под убоину, уходила в почву, проникая под фундамент и ослабляя его. Булыжная выбутка давала осадку, кирпичная выверстка трухла и высыпалась. Иногда фундамент расползался в стороны. Следствием того и другого являлись трещины в стенах здания, особенно в его сквозных — богатых отверстиями частях, каковы колокольни и галереи. Нередко трещины рассекали здание от фундамента до кровли. Тогда принимались чинить его. Эта чинка заключалась, главным образом, в закладке пролетов, чем рассчитывали увеличить устойчивость стен, а достигали одного лишь обезображивания всего сооружения. В конце концов добыча нескольких десятков рублей наемной платы за палатки влекла за собою расход уже в несколько десятков тысяч рублей на надлежащую поправку здания, расшатанного безрассудным и хищническим пользованием (Ильинская, Предтеченская и другие церкви).

Одноэтажный галерейный храм встречается чаще подклетного, от которого он отличается, по существу, лишь отсутствием подклета, а представляет самостоятельный вид церковного зодчества, широко распространенный в деревянной стройке, из которой перешел и в каменную.

Вообще же, как в деревянном, так и в каменном зодчестве простой галерейный храм должен быть признан более раннею ступенью развития церковного здания. В галерейных церквах есть только две части храма: алтарь и «настоящая» (церковь), или собственно храм; галерея не составляла уже храма. Она была всегда открыта и доступна для каждого во всякое время, и богослужение в ней не совершалось.

Это — отчасти украшение, отчасти служебное помещение — место отдыха и приюта богомольцев в ожидании и по окончании службы.

В трапезных церквах к этим двум основным частям храма примыкает третья — трапеза. Первоначальное назначение трапезы, как показывает и самое название, было также служебное, и возникла она, вернее всего, в монастырях. Но вследствие обширности и разбросанности приходов, обусловленных малым количеством церквей, трапеза быстро привилась и к приходским храмам, благодаря удобствам, представляемым ею богомольцам. В ней дожидались службы и даже ночевали те, которые пришли заблаговременно из дальних мест; в ней же, как в сборном месте, обсуждались общественные дела; тут же, в особых ларях, хранились документы и более ценные пожитки прихожан и совершались общественные трапезы в дни приходских праздников.

Но так как трапеза непосредственно примыкает к храму, непосредственно же сообщается с ним и сверх того представляет еще закрытое помещение, то она скоро сделалась и местом молитвы.

С увеличением населения и числа богомольцев последнее назначение трапезы укреплялось за нею все больше и больше, и в настоящее время от первоначального значения трапезы, кроме названия, ничего не осталось. Теперь это часть святилища, а не гражданская пристройка к нему. Тем не менее, способы возведения трапезных храмов сохранились прежние, и трапеза, после своего преобразования, еще долго делалась ниже собственно храма и отделялась от него глухою стеной всего лишь с одним открытым, и не больше как с тремя, но небольшим пролетом. Долго не было установлено и порядка ее священного оборудования.

Сплошь и рядом она оставалась нерасписанной, всего лишь с несколькими образами без определенного подбора и размещения их на ее стенах. Впоследствии для придания трапезе большей церковности в нее стали переносить приделы, что придало ей значение отдельного, самостоятельного храма. А так как она раньше других частей храма начала отапливаться, как в некотором отношении жилое помещение, то скоро превратилась совсем уже в настоящую церковь — теплую.

План трапезного храма представляет дальнейшее развитие простого, в том числе и подклетного (его второго этажа) храма. К основному четырехугольнику простого храма с западной, то есть задней стороны прибавлен еще четырехугольник, вначале квадратный, позже продолговатый (приблизительно полутороквадратный). Это и есть трапеза простейшего вида.

Трапезы перекрывались обыкновенно коробовым или корытчатым сводом, вследствие чего столбов в них не делалось; более древние квадратные трапезы перекрывались крестчатым сводом со столбом в средине.

Колокольни ярославских старинных храмов делятся на два вида: шатровые и беседочные.

План их — квадрат или осьмиугольник, но четырехгранных до верха колоколен нет, такими делаются обыкновенно нижние ярусы, а остальные — осьмигранные; шатер всегда осьмигранный. Отличительный признак шатровой колокольни — ее покрытие или завершение в виде осьмигранной пирамиды, которая и называется «шатром». Беседочная колокольня представляет собой ряд поставленных друг на друга, все уменьшающихся в поперечнике беседок, которые состоят из сомкнутого, то есть более или менее округленного свода, опирающегося на столбы.

Такая колокольня вся сквозная, за исключением разве нижних ярусов. Но и последние, как в беседочных, так и в шатровых колокольнях, нередко делались тоже сквозными, то есть с пролетами, или «слухами». В настоящее время большинство этих слухов заделано по тем же побуждениям, как и галерейные пролеты.

Алтари ярославских церквей делались в большинстве случаев полукруглыми выступами, от одного до трех, и лишь изредка — четырехугольными. Отношение их высоты к высоте храма разное, но они всегда ниже храма и перекрыты сводами различной системы.

Таковы типы ярославских церквей. Художественное достоинство их очень не одинаково, есть весьма скромные, простые, даже неказистые, но в научном отношении почти каждая церковь представляет тот или иной интерес.

Церкви Ярославля - фото

Успенский собор фото

Успенский собор в Ярославле фото

 

Церковь Ильи Пророка фото

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

 

Церковь Ильи Пророка в Ярославле фото

 

Церковь Ильи Пророка в Ярославле фото

 

Церковь Ильи Пророка в Ярославле фото

 

Ансамбль церквей в Коровниках фото

Храмовый ансамбль в Коровниках колокольня  фото

 

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Церковь Иоанна Предтечи фото

 

Церковь Иоанна Предтечи фото