• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IГлавная|КонтактыIО сайте|Интересные дискуссииI
Ярославский завод топливной аппаратуры

Ярославский завод топливной аппаратуры

ОАО «Ярославский завод топливной аппаратуры» (ЯЗТА)промышленное предприятие Ярославля,  специализирующееся на выпуске топливной аппаратуры для автомобильных и тракторных дизелей.

Основными потребителями изделий ОАО "ЯЗТА" являются Ярославский, Тутаевский моторные заводы, а также Тюменьнефтегаз, Волжский автомобильный завод (ВАЗ) и др.

Будучи абсолютным лидером в отечественном производстве топливных систем в условиях плановой экономики, ЯЗТА в настоящее время значительно утратил свои позиции. Завод, имеющий славное прошлое,  продолжает работать, выпускает продукцию, и, возможно, ещё вернет свой авторитет и вес среди производителей топливных систем.

Адрес: Ярославль, улица Свободы, 62

Телефон: 7(4852) 270599

История Ярославского завода топливной аппаратуры

На том месте, где ныне в Ярославле высятся цеха одного из подразделений ЯЗТА, до 1929 года находилась спичечная фабрика предпринимателя Дунаева, хорошо известная своей продукцией в дореволюционной России. В 1920 году на фабрике Дунаева и построенных рядом с ней сооружениях было решено наладить выпуск швейных машин. За год была проведена серьезная реконструкция, и в 1930 году здесь уже выпускал свою продукцию Ярославский механический завод треста «Госшвеймашина».

Однако через год, после передачи предприятия Наркомату тяжелой промышленности, оно стало называться «Государственным механическим заводом № 62».

В предвоенное десятилетие завод уже выпускал оборонную продукцию, и в 1941 году его эвакуировали в Челябинск, а на месте предприятия приказом Наркома боеприпасов СССР вновь был организован механический завод № 522. После войны завод освоил выпуск мирной продукции – картофелекопалок, окучников, запчастей к тракторам. В 1955 году здесь началось производство велосипедных втулок и электромоторов для стиральных машин.

В 1960 году заводу поручается заняться незнакомым делом – изготовлением топливной аппаратуры для советских автомобильных дизельных двигателей на грузовые автомобили, трактора и другую технику. Это отразилось и в его названии, предприятие превращается в Ярославский завод топливной аппаратуры. Завод стал одним из основных поставщиков Ярославского моторного завода.

Резкое увеличение в стране потребности в топливных насосах высокого давления привело к серьёзной реконструкции предприятия. В результате выпуск топливных насосов высокого давления с 1965 года ведется конвейерным способом.

На ЯЗТА начали выпускать топливоподающую аппаратуру для дизелей Камского автозавода, в 1972 – 1976 годах здесь была изготовлена первая тысяча комплектов. На заводе впервые в мире был освоен выпуск топливной аппаратуры для восьми- и двенадцатицилиндровых дизелей с размерностью 140 х 140 мм и максимальным давлением впрыска 800 атм.

20 августа 1971 года на основании приказа №265 Министра автомобильной промышленности завод вошел в объединение «Автодизель» в составе следующих предприятий:

  • Ярославский завод топливной аппаратуры,
  • Тутаевский завод дизельных агрегатов.

В целях углубления специализации производства топливной аппаратуры дизельных и газотурбинных двигателей и в связи с возросшими задачами по дизелизации автомобильного парка страны с 1979 года в соответствии с приказом Министерства автомобильной промышленности СССР от 28.11.78 № 356 завод становится главным предприятием Ярославского объединения по производству топливной аппаратуры («Дизельаппаратура»).

В его состав вошли:

  • Ярославский завод топливной аппаратуры (головное предприятие),
  • Ярославский завод дизельной аппаратуры,
  • строительно-монтажное и ремонтное управление № 1,
  • строительно-монтажное и ремонтное управление №2.

В 1980 году за заслуги в развитии отечественного дизелестроения ЯЗТА был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1993 году ЯЗТА преобразован в акционерное общество открытого типа. За период с 1993 по 1995 годы Ярославский завод топливной аппаратуры функционировал как акционерное общество открытого типа «ТОПАЗ» ЯЗТА.

Переход на рыночные отношения на рубеже 90-х оказался для завода серьезным испытанием: пятикратное снижение спроса на продукцию, ранее выпускавшуюся по госзаказу и для Минобороны, поставило его в тяжелейшее финансовое положение.

Завод старается сохранить позицию лидера в области разработки и производства новых видов топливной аппаратуры для дизелей, освоить выпуск новых, конкурентоспособных, перспективных и пользующихся спросом комплектующих для производства легковых автомобилей, на больше не используемых производственных площадях организовать выпуск новых видов товаров народного потребления.

Многое получается, но отечественная топливная аппаратура в то время не могла конкурировать с импортной. От продукции ЯЗТА отказался КАМАЗ. Зачастую её приходилось продавать ниже себестоимости.

В 2002 году ЯЗТА вошёл в состав холдинга «РусПромАвто». С 2006 года входит в состав дивизиона «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ».