• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IIРоссияIIИстория РоссииIIСтраницы истории РоссииIIМонастыри РоссииIIСтарые русские городаIIПерсоналииII
На ярославском посаде Церковь Ильи Пророка

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Церковь Ильи Пророка

Церковь Ильи Пророка в Ярославле — выдающийся памятник русской художественной культуры XVII столетия, вписавший ярчайшую страницу в развитие ярославской школы архитектуры и живописи. Она стоит в центре Советской площади - главной площади города, и, замыкая перспективу нескольких улиц, стала одним из главных архитектурных сооружений центра Ярославля. Редкостный памятник русской церковной старины, храм Ильи Пророка в Ярославле с давних пор привлекает внимание многих знатоков и любителей древностей, художников, ученых, туристов.

Содержание

1. Церковь Ильи Пророка

2. Пять престолов храма

3. Архитектура

4. С разных точек обзора

5. Декоративное убранство

6. Интерьер

7. Второе рождение

8. Дальнейшая история

9. Современное состояние

10. Краеведы прошлого о церкви

Церковь Ильи Пророка в Ярославле была построена в 1647-1650 гг. на средства богатейших ярославских купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле Вид с северо-востока

На месте, где стоит храм Ильи Пророка в Ярославле, ранее стояли две деревянные церкви — холодная во имя Пророка Ильи и теплая Покрова Богоматери. Когда были основаны эти церкви — неизвестно, но об Ильинской церкви упоминается в повести о чуде от иконы Спаса в 1612 году. В повести говорится, что когда несли святую икону, напротив церкви пророка Ильи некий слепой прозрел «обеими очами яко никогда же сея болезни имев». Монастыри Ярославля фото

Нынешняя большая каменная церковь Ильи Пророка, как свидетельствует церковная летопись и вставленная в стену запись, сделанная славянской вязью на белокаменной плите справа от входа в храм « начата созидатися « в лето 7155 (1647), месяца мая в 9 день; совершена же сия церковь и освящена в 7158 (1650) году, июня в шестнадцатый день, при державе Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, при святешем Иосифе Патриархе Московском и всея Руси, при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском».

Первоначально церковь Ильи Пророка стояла на территории усадьбы Скрипиных и вместе с ее постройками составляла единый ансамбль. По плану реконструкции Ярославля 1778 года Ильинская церковь оказалась в центре административной площади, и, замыкая перспективу нескольких улиц, стала одним из главных архитектурных сооружений города.

Эта церковь не только одна из самых красивых, но и третья по величине среди церквей Ярославля: больше нее только Успенский собор и храм Иоанна Предтечи в Толчкове. В настоящее время храм Ильи Пророка в Ярославле является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников.

Пять престолов церкви Ильи Пророка

Храм Ильи Пророка в Ярославле Южный фасад с Покровским приделом справа и Ризположенским слева

В состав Ильинского ансамбля входит пять престолов. Новгородскому происхождению рода Скрипиных обязано посвящение четырех престолов Ильинской церкви.

План церкви Ильи Пророка.

1 - Главный Храм Ильи Пророка и центральный иконостас

2 - Северный придел Гурия, Самона и Авива

3 - Дьяконник алтаря храма

4 - Южный Покровский придел с трапезной

5 - Придел Ризоположения

6 - Колокольня

7 - Галереи

8 – Северное крыльцо

9 - Западное крыльцо галереи храма

Центральный храм назван во имя библейского пророка Ильи, наиболее почитаемого в Новгороде святого.

Теплая церковь посвящена празднику Покрова Богоматери, культ которого был распространен повсеместно на Руси, но в Новгороде чтился особо. Этот Покровский придел – очень большой, с двумя апсидами, что бывает редко у боковых приделов.

Придел Гурия, Самона и Авива

ярослав мудрый фото начало смутного времени

Северный придел, служивший Скрипиным домовой церковью, носит имя святых исповедников Гурия, Самона и Авива. Эти святые считаются покровителями супружеской жизни и счастливого брака. Он представляет собой башенного типа храмик , который завершается тремя рядами кокошников, поставленных на убег и небольшой главкой. В начале ХУ века в Новгороде произошло знамение от иконы святых исповедников, и это событие было отмечено постройкой в их честь церкви. В подклете этого придела находится усыпальница рода Скрипиных.

Придел в дьяконнике освящен в память Варлаама Хутынского — одного из самых почитаемых в новгородском пантеоне святых. Этот святой олицетворял для новгородцев славу местной истории, и имел то же значение для Новгорода, как Сергий Радонежский для Москвы.

И Ризоположенский придел устроен в честь редкой культовой реликвии - частицы ризы Христа.

 

Архитектура церкви Ильи Пророка

Церковь Ильи Пророка в Ярославле Вид с северо-востока

Церковь Ильи Пророка по конструкции принадлежит к традиционному соборному типу храма. Это кубический четырехстолпный крестовокупольный храм на подклете, с тремя алтарными апсидами с восточной стороны.

Основной четверик храма – высокий, массивный, увенчанный пятью главами на световых барабанах. Необыкновенно хорошо его внешнее убранство: барабаны украшены аркатурно-колончатыми поясами и окружены рядами кокошников.

С трех сторон храм Ильи Пророка окружен широкой двухъярусной галереей, которая первоначально была открытой. На галерею с севера и запада ведут богато украшенные крыльца на ползучих арках. Западное крыльцо более длинное, его марши, разделенные широкой площадкой — рундуком, служат торжественным входом в храм с главной улицы. Северное крыльцо — более простое, оно значительно меньше выступает вперед, им пользовались в будни.

Колокольня церкви Ильи Пророка

17 век россия смутное время ярослав мудрый краткая биография

К северо-западном углу храма примыкает высокая шатровая колокольня. Ее ярус звона окружен арочными проемами с килевидными завершениями, а в шатре прорезаны два ряда отверстий-«слухов», обрамленных нарядными наличниками. Нижняя часть колокольни глухая и строгая, что еще сильнее оттеняет ажурную легкость аркады и шатра. Колокольня несколько выдвинута из общего объема всей группы, и все же не утратила с ней окончательной связи — вход устроен из северо-западного угла паперти.

Самая замечательная часть храма — шатровый Ризположенский придел. Он несколько младше остального здания, его выстроили специально для хранения ценнейшего дара — частицы ризы Господней.

Ризположенский придел

В противоположность колокольне, суровая гладь башнеобразного Ризположенского придела оживлена окнами, украшенными высокими наличниками, создающими на фасаде игру светотени. Небольшой восьмерик, поставленный на прямоугольное основание, также имеет на каждой из сторон подобно обрамленные окна. Расположение окон подчинено общей пирамидальной композиции. Группы кокошников на углах четверика и в основании шатра объединяют силуэт здания и создают плавный переход от стен к восьмигранному завершению.

Высокий стройный шатер изящно поднимается из двойного ряда кокошников восьмерика.

Ряды горизонтальных выступов-перехватов на ребрах шатра смягчают монотонность больших глухих плоскостей его граней и делают силуэт шатра еще более легким и устремленным ввысь.

Церковь Ильи Пророка сложена из большемерного красного кирпича, в качестве связующего использовался известковый раствор. При декорировке применялся белый камень и тесаный кирпич. Первоначально кирпичная кладка оставалась без побелки, впервые храм был побелен известью, слегка подцвеченной охрой, в начале XVIII в. Церковь крыта железом на четыре ската, пять глав четверика железные, небольшие главки над колокольней и приделами черепичные. Первоначальное покрытие храма было позакомарным, или посводным, но как и в храмах Рождества Христова и Николы Надеина, покрытие было декоративным, а не конструктивным.

Сменишь точку обзора - и это уже другой храм

Церковь Ильи Пророка в Ярославле Западный фасад

Церковь Ильи Пророка в Ярославле представляет собой единый сложный ансамбль, взаимное расположение объемов которого отличается большой смелостью и выразительностью.

Она прекрасна, откуда ни посмотри

ярослав мудрый почему мудрыйЧетверик главного храма, увенчанный пятиглавием, приделы с разнообразным завершением, колокольня, галереи, далеко выступающие крыльца создают ассимметричную, но живописно и гармонично уравновешенную композицию. события смутного времени

Наиболее выразительным в этом ансамбле является западный фасад. Два шатровых объема стоят на одной линии, создавая иллюзию симметричности. Но в действительности и левая, и правая стороны заметно отличаются друг от друга. Высокая колокольня ближе придвинута к центральной оси храма, чем более низкий Ризоположенский придел, зато его стороне досталась большая часть галереи. Зодчий достиг впечатления внутреннего равновесия, основанного на умелом расположении разновеликих масс.

С какой бы точки вы ни посмотрели на этот храм — все объемы четко уравновешены, и в то же время ассимметричны. Здесь нет двух объемов, связанных общей осью.

Великолепное декоративное убранство — еще одно достоинство церкви Ильи Пророка в Ярославле.

Фасады галерей, крыльца, шатровые покрытия придела и колокольни поражают разнообразием декоративных элементов

Стены храма почти не имеют украшений, традиционно разделены на три части широкими выступами — лопатками, а окна оставлены без наличников. Зато в убранстве галерей, крылец, приделов, расположенных ближе к зрителю, в полной мере проявилось стремление к узорочью и красочности, характерное для местного зодчества второй половины XVII века.

Разнообразной формы наличники, арки четко прорисованы и придают живописность памятнику. Фасад паперти, крыльца-всходы обильно украшены ширинками, бусинами и белокаменными резными вставками. Фантазия зодчего проявилась в необычайном разнообразии каждой, даже самой малой, архитектурной детали.

Особенно хороши ряды богато профилированных ширинок - квадратных углублений, украшенных резными белокаменными вставками с изображением фантастических зверей и птиц. Искусный мастер вырезал двуглавого орла, цветок "розан", крылатого грифона и птицу "неясыть пустынную", как в старину называли пеликана. Края шириночных впадин выложены из тесаного кирпича.

Каждый фасад имеет индивидуальный облик, наиболее нарядно декорированы западный и северный фасады, восточный и северный оформлены строже.

Наружные стены храма были покрыты яркой многоцветной росписью, характер которой несколько раз менялся. Первоначально церковь Ильи Пророка осталась небеленой, с красными стенами, швы между кирпичами были чуть притушены тонким слоем красной охры. Декоративные элементы всех частей храма - кокошники барабанов, ширинки, наличники окон были окрашены темперными красками охристого, зеленого и синего цветов.история ярослав мудрый причины смутного времени

Есть сведения, что позднее фасады церкви были расписаны крупными цветами, т.н., травами. Сейчас эта роспись утрачена.

На фронтоне западного крыльца помещена живописная композиция "Распятие", эта фреска при каждом ремонте памятника поновлялась. Все главы были крыты зелёной черепицей, ярко сверкающей на солнце.

Можно представить, насколько нарядной была церковь в XVII веке!

Интерьер: как Скрипины украсили церковь

Купцы Скрипины не пожалели средств на украшение церкви. Были приобретены и заказаны прекрасные иконы, сюда же братья передали и свои иконы. Все они небольшого размера, любовно собирались Скрипиными для домашней молельни. Иконы Ильинской церкви были богато украшены жемчугом и драгоценными камнями.

Не менее роскошными были и золотая и серебряная церковная утварь, златотканые облачения священников, покровы и пелены из атласа и бархата. Для освещения центрального храма служило большое медное паникадило весом в 10 пудов и три паникадила меньших, весом по 5 пудов каждый.

На колокольне поставлены были 5 колоколов от 106 пудов до 25 и 5 колоколов были перенесены со старой колокольни. Вокруг церкви Ильи Пророка Скрипины построили каменную ограду, к которой примыкали два каменных дома для священника и дьякона, и деревянный дом для причетников.

Для содержания храма Скрипины «дали по душах своих и по душах родителей своих в вечный поминок в Ярославле пол семь лавок да 13 палат больших». Братья умерли, не оставив после себя наследников - Иоанникий в 1660 году, Вонифатий - в 1661. В подклете придела Гурия, Самона и Авив, в родовой усыпальнице, и были похоронены люди, подарившие Ярославлю такую жемчужину — церковь Ильи Пророка.

Работа над украшением храма продолжалась и после смерти братьев. Жена Вонифатия Скрипина Иулита в 1680 году, незадолго до смерти, заказала росписи центрального храма.

В составе артели художников, расписавших храм, были костромичи и ярославцы. Возглавляли ее знаменитые изографы костромичи Гурий Никитин и Сила Савин, местными мастерами руководил ярославец Дмитрий Семенов. Глава артели Гурий Никитин был крупнейшим художником - монументалистом XVIIв., он создал замечательные ансамбли росписей храмов Ростова (церковь Воскресения), Переславля (Троицкий собор Данилова монастыря ), Суздаля (Преображенский собор Спасо - Евфимиева монастыря), Костромы (Троицкий собор Ипатьевского монастыря), Ярославля. Его многолетним помощником был кормовой иконописец первой статьи Сила Савин. Третий знаменщик Дмитрий Семенов позднее участвовал в росписи церкви Рождества Христова в Ярославле, Введенского собора Толгского монастыря.

Росписи церкви Ильи Пророка поражают радостным, светлым настроением и ощущением полноты жизни. Художникам удалось добиться необычайной красоты колорита.

Ильинские росписи представляют собой одно из высших достижений русского искусства, они вписали ярчайшую страницу в развитие ярославской стенописной традиции. Стенописи центрального храма хорошо сохранились, так как были выполнены на высоком по качеству уровне. Благодаря своим знаменитым росписям церковь стала яркой достопримечательностью Ярославля.

После того, как умерла вдова Вонифатия Скрипина, Иулита Макаровна, храм стал приходским, с весьма небольшим приходом. В конце XVII века по инициативе и на средства земского старосты Ивана Мякушкина были сооружены резные новые иконостасы в стиле московского барокко в Покровском приделе и в центральном храме. Работы выполнял столяр Толгской слободы Иван Якимов. В 1697 году артелью местных мастеров был расписан теплый Покровский придел. В начале XVIII века были выполнены росписи галереи и приделов — Ризоположенского и Гурия, Самона и Авива.

Второе рождение церкви Ильи Пророка

Завещанные Скрипиными на содержание церкви торговые места и земли в XVIII веке отошли к городу, таким образом, из-за бедности и малочисленности прихода церковь Ильи Пророка в Ярославле долгое время вообще не ремонтировалась и не поновлялась. На протяжении XIX столетия несколько раз (в 1839, 1843, 1846, 1853, 1871 годах) росписи Ильинской церкви подвергались тем или иным поновлениям, в целом, не значительным. К концу XIX века церковь обветшала очень сильно.

Вот как описывает ее вид священник Николай Николаевич Пятницкий : «Храм производит грустное впечатление своим обветшанием, голуби, во всякое время года покрывавшие кровли храма, вившие бесчисленное множество гнезд на сводах и окнах и врывавшиеся в самый храм, грозили сделаться полными его обладателями».

Эта яркая достопримечательность Ярославля могла бы не сохраниться, если бы не действия ярославского предпринимателя и мецената Ивана Александровича Вахромеева. Иван Александрович считал, что «в ряду всех прочих церквей Ярославля Ильинская несомненно принадлежит к числу самых замечательных», и этот храм стал памятником знаний, высокого художественного вкуса и особой любви Ивана Александровича.

В 1880-х гг. участники проходившего в Ярославле седьмого археологического съезда обратили внимание на плачевное состояние ильинской надпрестольной сени, она справедливо считается одним из шедевров русской резьбы по дереву XVII столетия. Съезд ходатайствовал перед Святейшим Синодом о передаче сени в древлехранилище московского Археологического общества, чтобы попытаться ее сохранить. Разрешение было получено, но Иван Александрович Вахромеев предложил отреставрировать сень на свои средства, и в 1889 году вся сень была переклеена рыбьим клеем, утраты бережно восстановлены по аналогии с сохранившимися деталями. Реставрация была выполнена бережно, и сень дошла до нас в первоначальном виде.

И это было только начало… Правление Ярослава Мудрого

В июле 1894 года Вахромеев обращается с прошением к архиепископу Ярославскому и Ростовскому Иоаннафану о разрешении провести ремонтно-реставрационные работы в церкви Ильи Пророка. Первоначально предполагалось устранить трещины на галерее, очистить от пыли и грязи и частично восстановить стенописи галереи и центрального храма, обновить краски иконостаса и оградить церковь решеткой. От И. А. Вахромева потребовали подробный проект реставрации. Все необходимые документы были предоставлены и, наконец, в сентябре 1896 года получены разрешения на производство ремонта и от Святейшего Синода, и от Московского Археологического общества, и от Ярославской Духовной Консистории. В1896 году начались работы по сооружению решетки вокруг Ильинской церкви. Рисунок ее был выполнен академиком Павлиновым, а проект и наблюдение за ее возведением осуществлял городской архитектор Никифоров. Седьмого сентября 1987 года ограда была освящена архиепископом Иоаннафаном.

Проект дальнейшей реставрации выполнил профессор института гражданских инженеров Николай Владимирович Султанов, он же был автором проекта реставрации дворца царевича Дмитрия в Угличе. Каменные работы осуществлял архитектор Никифоров, а живописные – сначала ростовский художник Лопаков затем московский мастер Михаил Иванович Дикарев. Наблюдение за ходом реставрации вела Московская Археологическая комиссия. Уже в начале выяснилось, что объем работ будет гораздо больше запланированного. Основной этап реставрации был выполнен за три года (1899 - 1902 гг.). Это перечень выполненных работ: « Вся крыша и главы покрыты новым металлом, все кресты на главах вызолочены, все деревянные рамы в окнах заменены железными, с северной и западной стороны под стены храма подведен новый фундамент, деревянная площадка у входа в церковь заменена мраморной, наружные деревянные двери заменены железными решетчатыми со вставными стеклами, вся крыша и главы окрашены, все наружные стены оштукатурены и отбелены». И еще далее целый список.

В последующие два года велись, в основном, живописные работы в приделах храма Ильи Пророка - в первую очередь, в теплом Покровском, стенопись которого неоднократно поновлялась. Когда со стенописей была снята вся накопившаяся от временем пыль, многие современники были удивлены ее необыкновенно яркими красками. С икон приходилось снимать «толстые затвердевшие слои копоти». В декабре 1904 года реставрационные работы были закончены. Организованы они таким образом, что повседневная жизнь храма, службы в нем не прекращались. На все работы Иван Александрович Вахромеев потратил 60 тысяч рублей.

Церковь пережила второе рождение. Реставрация храма Ильи Пророка была уникальной во многих отношениях, она являлась первой в Ярославле, одной из первых в России, проведенной в таком полном объеме. Проведена она была на достаточно высоком научном и техническом уровне, если учесть, что большого реставрационного опыта тогда еще не было накоплено. Следует отметить доброкачественность работы, многое из того, что было тогда сделано - и лещадные полы, и рамы, и двери, и лестница, и ограда - сохранилось до настоящего времени.

Советская площадь церковь Ильи Пророка фото

Дальнейшая история

После революции в 1920 году церковь Ильи Пророка была закрыта и передана Ярославскому научно-историческому обществу под музей. В мае 1922 года храм был взят на учет в губернском историческом музее, ему была присвоена высшая категория. В этом же году проводилось изъятие церковных ценностей.

До начала 1930-х годов церковь Ильи Пророка в Ярославле была открыта для посетителей. Затем она стала использоваться, в основном, как складское помещение. В 1920—1930-е годы в городе необычайно активизировалась деятельность Союза воинствующих безбожников, и наиболее активные его члены начали кампанию за снос церкви Ильи Пророка. Собрав несколько тысяч подписей, организация воинствующих безбожников обратилась в городскую администрацию с требованием убрать с центральной площади советского областного центра неподходящий храм. На его месте планировали поставить памятник борцам революции. Однако сносу храма активно воспротивились сотрудники сектора архитектуры Главнауки П. Д. Барановский и Н. Н. Померанцев, и сотрудники ярославского музея ( в особенности исполняющий в то время обязанности директора музея Н. В. Кузнецов). Благодаря их усилиям, храм был спасен.

В конце 1930-х годов в Ильинской церкви создается областной антирелигиозный музей, директором которого становится В.М. Королев, один из организаторов союза воинствующих безбожников Ярославской области. По его инициативе в городе и области было закрыто около двухсот храмов, сдано в металлолом множество колоколов…

Экспозицию музея предстояло устроить в центральном храме и на галерее церкви, на фоне великолепных росписей. Союз воинствующих безбожников предложил сбить полностью все стенописи, поскольку великолепные фрески мало способствовали антирелигиозным настроениям но, к счастью, Ковалев на этот шаг не пошел, а попытался даже включить фрески в экспозиционный ряд. город Ярославль

Своей большой заслугой Ковалев считал установку маятника Фуко в церкви Ильи Пророка — это был третий по счету маятник Фуко в СССР после Ленинграда и Свердловска. Спустя три года, когда началась война, директора отправили на фронт, а музей закрыли.

В послевоенное время храм служил хранилищем музейных фондов, и только в 1955 году его снова стали готовить к открытию для посетителей. Фрески к тому времени снова заросли слоями пыли, голубиного помета и плесени. Несколько лет велась реставрация памятника под руководством художника — реставратора В.Г.Брюсовой, и только после этого он был открыт. С тех пор уход за ним не прекращался, постоянно укреплялись стены, настенная живопись, проводилась необходимая консервация. Церковь стала одной из самых главных достопримечательностей Ярославля.

В 1960 году было восстановлено черепичное покрытие глав колокольни и Ризоположенского придела, позолочены все кресты, отремонтирована решетка вокруг храма.

В 1989 г. главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящен, и с этого времени в летний сезон в храме проводятся церковные службы по большим христианским праздникам.

Современное состояние

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

В настоящее время Ильинская церковь – действующая и находится одновременно в ведении Ярославской и Ростовской епархии и Ярославского музея-заповедника.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Службы в ней проходят только в летнее время по большим церковным праздникам. В остальное время храм работает как филиал Ярославского музея-заповедника. Попасть в церковь можно с мая по октябрь с 8.30 до 19.30, кроме среды и дождливых дней.

Адрес церкви Ильи Пророка в Ярославле: Советская площадь, 7

 

Краеведы прошлого о церкви Ильи Пророка

Ильинская, что на площади, церковь заложена в 1647 году, освящена 16 июня 1650 года. Она выстроена неизвестным зодчим на средства богатых купцов гостиной сотни Вонифатия и Иоанникия Ивановичей Скрипиных — новгородских переселенцев, а расписана на средства вдовы первого, Улиты Макаровны, в 1680-1681 годах. Уже беглый наружный осмотр храма обнаруживает в нем два различных приема и плана стройки, совсем не совмещенных и не совместимых, что говорит о непланомерности стройки, о стройке с перерывами и сменою строителей (архитекторов). Причины этого обстоятельства неизвестны, но можно думать, что отчасти ими послужили присылка в церковь (еще неосвященную) московским патриархом Иосифом частицы Ризы Господней и пожар храма в 1658 году (а может быть, также и пожар 1670 года), во время которого храм обгорел снаружи и был поправлен теми же храмоздателями, но уже другим строителем. Последний отличался от своего предшественника в значительной степени, и притом в невыгодную сторону — он обезобразил храм. Мы не знаем, в силу чего допущены им при поправке такие несообразности, как окончание лопатки окном или помещение лопатки против вершины выкружки (арки) тогда, когда выкружка должна бы опираться на лопатку своим концом, но, тем не менее, оправдать эти несообразности очень трудно. Видимо, для последнего строителя не существовало понятия «красота» и было все равно, что получится из его стройки.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Ильинская церковь возведена по типу Николо-Надеинской: это подклетный галерейный пятиглавый храм со сходными лестницами на север и запад и с осьмигранною шатровою колокольнею на северо-западном углу галереи. Первоначально галерея и крыльцы были открытыми, со сквозными пролетами, но позже, хотя в том же XVII веке, пролеты заложили, оставив в них лишь окна. В галерее некоторым из них придали почти квадратные, для окон некрасивые, очертания, а другие сделали очень небольшими. На южной стороне вместо галереи возведена пристройка, оканчивающаяся на востоке двумя абсидами, а на юго- западном углу — четырехгранной башней. Каков вид был у этой башни первоначально — сказать трудно. Однако едва ли можно сомневаться в том, что не современный. По-видимому, верх башни или наложен, или переложен, так как наружные средние лопатки (пилястры) не доходят до верхнего обреза и кончаются не капителями или карнизом, а окнами.

Точно так же юго-восточная лопатка, что около алтарной абсиды башни, вверху переломлена и сдвинута на абсиду на той же высоте, на которой кончаются средние лопатки. С этой же высоты и до верхнего карниза заметна разница и в кладке самых стен, что более ясно выступает после дождей.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

На четырехгранник поставлен осьмерик, увенчанный кокошниками, а на нем возведен осьмигранный шатер, обставленный по низу также кокошниками. Все части башни не соразмерены друг с другом, и потому башня не дает цельного впечатления и выглядит очень нехудожественно. Сам по себе замысел выпустить шатер из венца кокошников недурен, но исполнен неудачно. Шатер груб и громоздок, венечные кокошники низки и некрасивы, полка под ними мало свешена над осьмериком и так далее. Вообще строительный пошиб башни очень отличен от пошиба колокольни и галереи. Последние во многом очень недурны, первая же очень нестройна15.

Уборка колокольни и башни также совсем разная; их строили два разных зодчих. В башне устроена церковь во имя Положения Ризы Господней, присланной сюда в 1650 году. В Описи Ильинского храма, составленной Скрипиными в 1651 году, эта церковь уже упомянута. Но до присылки частицы Ризы едва ли имелось в виду построить для последней отдельный, хотя бы и придельный храм. Когда же Риза была прислана, тогда у храмоздателя могла явиться такая мысль. И вот он велел сделать или совсем новую пристройку к отстроенному уже храму, или, что вернее, приспособить под придел уже имевшуюся церковь. Эти приспособления и дают объяснение тем несообразностям, которые наблюдаются в этой части храма.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Пристройка вместо южного крыла галереи теплого храма — также прием не совсем обычный в стройке ярославских церквей XVII века. Но эта пристройка возведена, кажется, одновременно с храмом, так как в части галереи, приходящейся против нее, не заметно неправильностей или отличий от остальной части галереи и так как помещающаяся в пристройке Покровская церковь отмечена Описью 1651 года. Однако уровень пола церкви ниже галерейного, и уборка окон в заделках галерейных пролетов, приходящихся против этой церкви, — совсем не того пошиба, какой употреблен для других окон. Уборка их однородна с окнами Ризоположенской церкви.

Переделки коснулись и собственно храма. Более всего они заметны на южной и северной стенах, где именно и находятся те несоответствия лопаток с выкружками, о которых упомянуто. Кроме их, на южной стене наблюдается еще выступ самой стены в ее восточной половине около двух крайних окон, происхождение которого мало понятно. Надо думать, что южная стена храма пострадала от пожара более других и оттого в верхней части переложена, причем вместо четырех выкружек на ней сделано только три. А так как выкружки соответствуют внутренним сводам церкви, то, очевидно, и они переделаны. За это говорит такая же переделка северной стены в соответствии с южной. До постройки каменного Ильинского храма на его месте стояли две деревянные церкви — Ильинская и Покровская, о которых не имеется никаких сведений Скрипины на свой храм денег не жалели и стремились, видимо, сделать его возможно наряднее, красивее и богаче, и если он дошел до нас не в таком виде, то это едва ли входило в желания храмоздателей и обусловлено какими- то особыми, для нас не ясными причинами.

Над росписью храма трудилось 15 человек выдающихся иконописцев, 13 ярославцев и 2 костромича, из которых многие вызывались для росписи московских Успенского и Архангельского соборов, теремной церкви села Коломенского и царских палат.

В церкви нет ни одного нерасписанного места; по словам Н. В. Покровского, «мертвые массы... языком наглядных образов вещают о домостроительстве человеческого спасения». Но они рассказывают нам с неменьшей наглядностью и большой точностью еще и о множестве русских, в частности ярославских, бытовых черт, сведений о которых не добудешь ни в каком другом источнике.

Вместе с тем в ильинских росписях выступают очень ярко и западные веяния, свидетельствуя о том, что ярославские иконописцы (изографы) не замыкались в тесном круге доморощенной выучки своему ремеслу, а искали новых путей и стремились совершенствоваться.

По цоколю в галереях храм обложен большими поливными изразцами, но строителю, кажется, не особенно нравился этот способ украшения. По крайней мере, снаружи храма для вставок в так называемые «квадраты»16 он заменил изразцы изваяниями из белого камня, которые были пестро раскрашены красками. Эти вставки для ярославских храмов представляют пример едва ли не единственный. Так же пестро были расписаны и другие части храма — квадратчатые лопатки крылец, глади — «платки» галерей, обронные белокаменные уборки входов и окон и так далее. К сожалению, прежняя раскраска при восстановлении храма не сохранена, ее сочли слишком яркой, заменив более бледною и притом произвольных цветов.

С северной и западной сторон церкви теми же Скрипиными была возведена каменная ограда 85 саженей длины со Святыми воротами и с 12 кладовыми палатками, к которым примыкали два каменных и деревянный дома для причта. Все вместе представляло нечто вроде монастыря и отличалось большой своеобразностью.

Когда уничтожена ограда и остальные сооружения, неизвестно, но на плане 1787 года и в сообщении архиепископа Самуила 1781 года ярославскому губернатору они еще значатся. Нынешняя ограда построена в 1896 году по рисункам А. М. Павлинова на средства И. А. Вахромеева, основательно поправившего весь храм (1899-1902), запущенный и обветшалый.

Больших позднейших переделок Ильинская церковь избегла. Главные порчи выразились в растеске окон в Покровском приделе, в замене древних иконостасов и в переписке древних росписей в теплой церкви. К счастью, некоторые порчи удалось устранить.

Ильинская церковь приводится почти во всех руководствах по русскому зодчеству как один из замечательных образцов. Но это обусловлено не столько ее художественным достоинством, сколько относительной сохранностью. Больше всего она действует на зрителя своею внутренностью, особенно росписями, под впечатлением которых забываются недочеты наружных форм. А они есть даже в лучших частях храма, какова, например, колокольня.

В общем она очень стройна и недурно убрана, но шатер вверху широк, шея главы толста, что лишает шатер легкости и необходимого изящества; он выглядит тупым.

Из примечательного в Ильинской церкви можно отметить усыпальницу храмоздателей и их родных, находящуюся в палатке подклета под северным галерейным приделом, посвященным Гурию, Самону и Авиву. Усыпальнице придан вид часовни, но большая часть ее занята надгробиями Скрипиных, вытесанными из белого камня (известняка) с обронными надписями вязью. Всего тут погребено восемь человек; направо от входа: Иоанникий † 1660 года, Вонифатий †1661 года, Улита † 1682 года. Налево: Иулия † 1657 года, Иларион и Иван † 1684 года, Пелагея † 1653 года, Неонила † 1654.

Затем обращает на себя внимание следующее.

Кованый железный, позолоченный сквозной древний крест на средней главе храма. Деревянная резная сквозная сень над престолом главной церкви, поставленная на двух алтарных связях. Сделана она в Ярославле в 1657 году.

Тябловый, или брусяной (лат. tabula — доска), расписной иконостас Ризоположенской церкви с чрезвычайно любопытным и характерным узором. Любопытна и роспись клироса этой церкви.

Резные Царские врата с боковыми столбиками север¬ного Гурьевского придела18. В рисунке резьбы много вос¬точного начала, почему их относят к XVI веку и предпола¬гают, что они перенесены в каменную церковь из бывшей до нее деревянной.

Царские врата XVII века в Варлаамиевском приделе главного храма, устроенном в диаконнике алтаря. Узор арки превосходно исполнен в темно-красных, темно-зеленых и черных цветах (тонах) с позолотою. Эти цвета до сих пор держатся на деревянной посуде (чашках, ложках и прочем) кустарного дела и с нее перешли на мебель такого же изделья (нижегородского).

Синодики, написанные у жертвенников главного и Покровского храма.

Дверные приборы — скобки, личины, замки.

Иконы очень хорошего ярославского извода, письма диакона Петра Попова-Костромитина, Ивана Паисиина, Назария Истомина, Власа и других, и некоторые предметы ризницы.

Икона Варлаама Хутынского названа «старинною» уже в Описи 1651 года.

На монастыре церкви несколько старинных надгробных памятников.

Из Исторического очерка-путеводителя "Ярославль в его прошлом и настоящем". Этот коллективный труд был издан в 1913 году Ярославской экскурсионной комиссией.

 

Перейти к статье Церкви Ярославля

 

Ещё фото...

Церковь Ильи Пророка в Ярославле фото

 

Западное крыльцо и колокольня