• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IГлавная|КонтактыIО сайте|Интересные дискуссииI
На ярославском посаде Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова в Ярославле

Церковь Рождества Христова в Ярославле

Церковь Рождества Христова в Ярославле - вторая из сохранившихся каменных церквей на ярославском посаде. В архитектуре этого храма использованы совершенно необычные и уникальные приемы, которые больше не встречаются в ярославском зодчестве. ярослав мудрый интересные факты предпосылки и причины смутного времени

Содержание

1. Первый этап строительства

2. Второй этап строительства

3. Декор

4. Приделы

5. Дальнейшая история

6. Краеведы прошлого о церкви

 

Первый этап строительства

На ярославском посаде вторая по древности после Николо-Надеинской — церковь Рождества Христова. Время первоначальной постройки на этом месте деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она уже была, так как в стенах этого храма скрывали ярославцы чудотворную икону Казанской Божией Матери.

Икона эта находилась в Рождественском женском монастыре, который в то время располагался рядом со Спасским монастырем на нынешней площади Богоявления, на том месте, где сейчас сквер и остановки автобусов и троллейбусов. Опасаясь за чудотворную икону, ярославцы и перенесли ее ночью в крепость Земляного города, и поставили в церкви Рождества Христова. Рождественский монастырь тогда был выжжен и более не возобновился, а история спасения иконы, и, в связи с ней, первое упоминание церкви Рождества Христова в Ярославле, дошли до наших дней.

После возведения церкви Николы Надеина на яро  славском посаде долгое время не велись каменные работы. Возможно, это связано с тем, что местные каменщики были заняты на больших строительных работах в Спасском монастыре.

Только в середине 30-х гг. были построены новые каменные посадские церкви Леонтия Ростовского и Никиты Мученика, не сохранившиеся до наших дней. В 1636 году началось возведение церкви Рождества Христова в Ярославле.

Ее первыми заказчиками были ярославские купцы Акиндин и Гурий Назарьевы. Назарьевы решили построить ее по образцу церкви Николы Надеина.

Церковь Николы Надеина была гордостью ярославского посада. До нее каменный храм в городе мог быть построен на деньги князя или московского правительства, да на средства из богатой монастырской казны. А тут свой посадский человек построил каменную церковь — да такую красавицу! Не удивительно, что следующие каменные храмы на посаде стали строить по ее образцу.

Церковь Рождества Христова в Ярославле Вид с северо-востока

Так произошло и с церковью Рождества Христова. Ее первоначальная композиция была весьма близка церкви Николы Надеина: тот же массивный четверик на подклете, окруженный двухъярусной галереей и когда-то увенчанный пятиглавием. Вероятно, вначале был заложен только один придел с восточной стороны. Э. Д. Добровольская, исследовавшая этот памятник в 1956 году, сделала такой вывод. На востоке от фундамента выведено только четыре полукружия апсид, а на уровне второго яруса они расчленяются на пять, т.е. с расчетом уже на два боковых придела. Ряд неувязок и следов изменений в архитектуре церкви говорит о том, что в северо-западном углу галереи предполагалось построить колокольню, как и у церкви Николы Надеина.

 

Второй этап строительства

Церковь Рождества Христова в Ярославле до перестроек Реконструкция Э. Добровольской

Братья Назарьевы не успели закончить дорогостоящее строительство каменной церкви Рождества Христова, заложенной рядом с их усадьбой. После смерти братьев строительство храма перешло в руки сыновей Гурия Назарьева — Михаила, Андрея и Ивана, которые и закончили его в 1644 году.

Братья Гурьевы были удачливыми купцами и имели достаточно средств для более масштабного строительства. Они внесли в первоначальный замысел существенные изменения. Были значительно увеличены размеры храма.

В ходе натурного обследования церкви Рождества Христова в Ярославле, проводившегося в 1928 году реставратором И. А. Тихомировым, было установлено, что юго-западный Казанский придел был пристроен к церкви после того, как был выстроен первый этаж. На это указывает то, что придел как бы вдвинут в пролеты галереи, в его подклете были обнаружены два столба галереи. Апсида галереи опирается на столб. Появление Казанского придела вызвало расширение вдвое западной галереи.

Церковь Рождества Христова Казанский придел

1612 год смутное времяЭтот придел, представляет собой четырехгранную, квадратную в плане башню, покрытую четырехскатной кровлей. По всей видимости, первоначально Казанский придел был ниже, его надстройка придала приделу большую стройность. Маленькая двухъярусная галерея была пристроена к западному фасаду Казанского придела позднее самого придела. Верхний ярус галереи поддерживается открытой аркадой на массивных четырехгранных столбах. Арочки миниатюрной галереи Казанского придела, позднее заложенной, были поставлены на столбики-кубышки, тоже восьмигранные по форме.изображение ярослава мудрого

Фасады Казанского придела завершены развитым, тонко-профилированным карнизом. Его прямоскатная сравнительно плоская крыша раньше была выстлана крупными квадратными керамическими плитами, а венчающая декоративная главка была покрыта городчатой поливной зеленой черепицей, о которой напоминает более позднее чешуйчатое железное покрытие. Изящная главка придела на стройном барабане заканчивается ажурным крестом. Этот крест на пышной прорезной короне выполнен с тонким художественным вкусом и почти ювелирной тщательностью.

Опоры арочных пролетов подклета

А на северо-западном углу церкви Рождества Христова опоры арочных пролетов подклета были оформлены в виде великолепной пары мощных восьмигранных столбов. Эти столбы перекликаются со столбами аркады Благовещенского придела. Форма таких столбов пришла из русской деревянной архитектуры.

Колокольня была отнесена в отдельное здание, соединявшееся с западной галереей переходом.

Первоначально церковь Рождества Христова имела позакомарное покрытие. Правда к ХVII веку закомары утрачивают конструктивное значение и превращаются в декоративный элемент. Это связано с тем, что ярославские храмы вытянуты с востока на запад. Чтобы главный барабан имел квадратную опору, с востока и запада появляются дополнительные арки и боковые своды сложной конфигурации. А поскольку форма свода стала более сложной, закомарные полукружия поднимаются над сводами, оставляя чердачное пространство и поддерживая криволинейную кровлю, по форме повторяющую позакомарную. Подобное покрытие явилось одной из отличительных черт ярославского зодчества ХVII века. О времени замены четырехскатной кровлей первоначального позакомарного покрытия сведений обнаружить не удалось.

Церковь Рождества Христова Крыльцо

Крыльцо церкви - большое, домообразное, с двухскатной крышей, на ползучих арках, нарядно украшенное, типичное для начального периода ярославской архитектуры ХVII столетия.

В завершенном виде церковь Рождества Христова стала иметь довольно сложное объемно-пространственное построение. В основе композиции храма лежит ассиметричная планировка, он очень выразителен и живописен с любой точки осмотра. Здесь строители впервые в Ярославле применили композиционный прием, так полюбившийся местным зодчим впоследствии: два придела симметрично расположены на восточных концах галереи, окружающей церковь с трех сторон. Позднее такая композиция использовалась при строительстве многих прекрасных храмов Ярославля — Ильи Пророка, Николы Мокрого, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи.

 

Декор храма

Белокаменный декор барабанов и апсидДекор церкви Рождества Христова в Ярославле лаконичен и сдержан, что характерно для ярославской архитектурной школы на начальном этапе. Стены основного храма имеют трехчастное деление. Южный, северный и западный фасады имеют узкие окна в глубоких нишах, по три с каждой стороны. Широкий карниз отделяет закомары.

Барабаны глав украшены аркатурными поясами, по верху барабанов глав идет карниз из сухариков, такой же карниз обрамляет пологие закомарные арки. Мастера, строившие эту церковь, еще не пользовались лекалами, и закомарные арки, арки галерей выглядят нечеткими по рисунку.

Горизонтальный ряд ширинок

смутное время причины и последствия

Широко применяются в декоре церкви ширинки. Горизонтальные ряды ширинок украшают галереи основного храма и Казанского придела, внутри каждой ширинки вставлен квадратик с вогнутыми сторонами.

Церковь Рождества Христова интересна как первый храм в Ярославле, где в декор стен были введены изразцы. Изразцовые вставки украшали фасады крыльца и галерей и парапеты надвратной церкви-колокольни.

Раньше венчающее храм пятиглавие было покрыто яркой глазурованной черепицей самых разнообразных оттенков зеленого и желтого цвета.

Фрагмент изразцовой храмозданной надписи

Но самым необычным было украшение фасадов здания изразцовой храмозданной надписью, опоясывающей четверик под основанием закомар. Такой прием довольно редко встречается в русском каменном зодчестве предыдущего времени, а здесь он еще сочетается с уникальным текстом. Обычно в таких случаях упоминаются имена светских и духовных правителей, в правление которых церковь построена и освящена. Но Гурьевы осмелились вписать сюда и свои мирские имена.

Изразец церкви Рождества Христова

время жизни ярослава мудрогоЭто пример независимости и самоуважения ярославских купцов, способных вести торговлю по всей России, основывать крепости, осваивать новые земли. Надпись выполнена из крупных поливных керамических плит с буквами: «воздвигли сию церковь Акиндин а по прозванию Дружина да Гурий Назарьевы... а совершили церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей Да Иван... а совершена сия церковь и освящена осьмыя тысячи 152 году месяца августа в 28 день».

Изразец церкви Рождества Христова

Выполнение такого заказа обошлось Гурьевым дорого. Каждый слог этой надписи требовал отдельного клише, их нужно было заказать очень много — надпись была длинной. Неровная бледно-зеленая полива букв, мало заметная на белом фоне, говорит об отсутствии у мастеров опыта. Изразцы для лучшей видимости букв впоследствии прописывали масляными красками. Всё это делает церковь Рождества Христова поистине уникальной достопримечательностью Ярославля.

Надвратная церковь-колокольня Западный фасад

В 50-е гг. XVII века над воротами ограды возвели шатровую церковь-колокольню, уникальный памятник, не имеющий аналогов в русской архитектуре. Ее высота — 38,34 м. Колокольня − прямоугольная в плане, от земли поднимается массивный четверик, во втором ярусе которого расположена небольшая церковь Гурия, Самона и Авива, окруженная открытой галереей.

На четверике стоит восьмерик, прорезанный большими "звонами" — проемами для колоколов. Над восьмериком устремился ввысь стройный шатер. По бокам этого шатра на восточной стороне поставлены две небольших шатровых башенки, которые усиливают впечатление устремленности всего здания ввысь. Одна из башен когда-то была предназначена для часового механизма и имела специальную шахту для гирь, в другой была лестница на колокольню.

Надвратная церковь-колокольня Вид с юго-востока

смутное время лжедмитрий история россии ярослав мудрый

С западной стороны по углам расположены парные столбики с округлыми резными завершениями. Они немного похожи на минареты мечетей. Возможно, заказавшие церковь купцы Гурьевы, видели минареты на Востоке во время своих торговых поездок и предложили зодчим этот мотив использовать. Во всяком случае, ни в одной другой церкви такого украшения не встречается.

Парные столбики с резными завершениями Слева видна шатровая башенка

Сложная система внутренних лестниц и открытая галерея связывают между собой надвратную церковь, колокольню и помещение для часов.

Нарядный шатер — главное украшение всего сооружения. Выпуклые грани шестнадцати сходящихся вверху гуртов, сильно выступающие наличники «слухов», из которых нижние распластаны вширь, верхние вытянуты по вертикали, граненый барабан, главки с впадинами и поясом кокошников в основании — весь этот пластично выполненный декор зрительно облегчает центральный шатер, придает ему стройность и подчеркивает устремленность ввысь.

Колокольня Оформление парадного въезда

Первоначально надвратная церковь-колокольня входила в церковную ограду, окружавшую храм. Богатый западный фасад колокольни замыкал перспективу одной из улиц центральной части посада. Очень выразительна обработка въездных ворот. Двойные арки с висячей гирькой в центре и мощные, сложно профилированные декоративные архивольты опираются на широкие карнизы и приземистые бочкообразные полуколонны, перехваченные резными поясками. Это убранство как бы повторяет в камне традиционную народную деревянную резьбу. Стройному ритму арок нижнего яруса выше вторит легкая ажурная аркада галереи на кувшинообразных столбах, окружающая с трех сторон надвратную церковь, четверик которой служит постаментом для восьмигранника шатровой колокольни. Колокольня очень нарядна благодаря сочетанию изысканного узорочья из белого камня и сложной лепки декоративных кирпичных деталей.

Надвратная церковь во имя св. мучеников Гурия, Самона и Авива была возведена в память купца Гурия Назарьева. Для регулярных богослужений этот небольшой храм не использовался.

До начала ХХ века на колокольне было восемь колоколов, больший из которых весил около ста пудов. Самые старые из них относились к первой половине XVII века и были отлиты на заказ в Голландии. В 1929 году этому великолепию был положен конец: колокольные звоны были запрещены как "мешающие строительству социалистического уклада жизни". Колокола были отправлены на переплавку.

 

Приделы храма

В церкви Рождества Христова пять приделов. Первым, по преданию, был освящен северный придел, посвященный Николаю Чудотворцу, считавшегося небесным покровителем купцов, путешествующих, терпящих бедствие на воде. А поскольку Назарьевы постоянно находились в разъездах по своим торговым делам, в покровительстве этого святого они особенно нуждались. Этот придел располагался в подклете и был теплым. В приделе стояла большая печь, облицованная зелеными "муравленными" изразцами (часть их сохранилась и находится в фондах Ярославского музея - заповедника).

Церковь Рождества Христова Северный фасад с теплым приделом Николая Чудотворца

Над приделом Николы Чудотворца находится придел Петра и Павла. Сохранились фрагменты интересной системы отопления: горячий воздух поднимался из печи подклета по вертикальному внутреннему каналу и через печуру обогревал верхний придел. Позднее в приделе Петра и Павла установили еще одну печь, украшенную многоцветными изразцами. период правления ярослава мудрого смутное время 1598 1613

На южном окончании паперти был установлен придел в честь пяти персидских мучеников, среди которых есть покровитель одного из основателей церкви - Акиндина, Пегасия, Афония, Елпидифора, Анемподиста.

В дъяконнике церкви находится придел Иоакима и Анны. К юго-западному углу храма примыкает самый красивый Казанский придел, придающий всему церковному ансамблю особую живописность. Придел был устроен в память о событиях польско-литовской интервенции.

Дальнейшая история

Церковь Рождества Христова в Ярославле Начало XX века

На 1861г. в церкви Рождества Христова в Ярославле было 295 прихожан - 124 мужчины и 171 женщина. В церкви хранилась местночтимая храмовая икона «Рождество Христово», к которой обращались беременные женщины. характеристика смутного времени

Облик храма был сильно искажен временем. Исчезли четыре малые главы на основном объеме, была разобрана аркада, ведущая к колокольне, позакомарное покрытие переделано на четырехскатное, заложен верхний ярус галереи Казанского придела. На старой фотографии видны и другие изменения в архитектуре церкви. В 1921 году храм был закрыт, в 1920-х годах его отреставрировали. Памятник был передан Ярославскому музею-заповеднику.

По плану генеральной застройки Ярославля 30-х годов XX века, вокруг церкви Рождества Христова были построены современные здания, которые просто «сожрали» (другого слова не находится) половину ее красоты и величия. Если бы пространство вокруг церкви было открытым, эта достопримечательность Ярославля производила бы неизмеримо большее впечатление.

Музейных средств на поддержание уникального памятника долгое время не хватало. В конце 1990-х начала рушиться обветшавшая стена колокольни, и храм был надолго закрыт на реставрацию. Только под угрозой обрушения колокольни удалось найти средства на восстановление памятника. Сейчас колокольня приведена в порядок, а вместе с ней – и сам храм. В нем время от времени проводятся службы.

В 1989 году произошло несчастье − из иконостаса храма были похищены уникальные иконы. Православные иконы "Крещение Господне", "Сретение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим", "Святая Троица - Гостеприимство Авраама", принадлежащие первоначальному убранству ярославской церкви Рождества Христова, входившие в иконостас принадлежат к периоду наивысшего расцвета ярославской школы иконописи.

Иконы были вывезены за границу и проданы на аукционе в Германии в 1995 году. Их купил наш соотечественник, коллекционер из Саратова Владимир Рощин, по его словам, "для личного пользования, а не для коллекции". Приобрел всего за 200 тыс. долларов, хотя в настоящее время они оцениваются экспертами в 1 млн. 200 тыс. долларов.

Узнав об истории своего приобретения, он принял решение возвратить иконы музею, с тем, чтобы их отреставрировали и поставили туда, где им и должно быть.

Адрес церкви Рождества Христова в Ярославле: улица Кедрова, 1.

 

Краеведы прошлого о церкви Рождества Христова

Церковь Рождества Христова на Волгской набережной недалеко от Николо-Надеинской представляла прекрасный образец ярославского пошиба церковного зодчества, но обезображена переделками с 1831 года. Это также подклетный галерейный храм, построенный в 1644 году государевыми гостями (торговцами) Дружиною- Акиндином и Гурием Назаровичами и детьми и внуками последнего, прозванными по нем Гурьевыми, — Михаилом, Андреем и Иваном, Михаилом и Петром. Церковь была пятиглавая, обнесенная с боков и задней стороны двухъярусною галереею с двумя маленькими храмиками — приделами на восточных концах последней и особым приделом на юго-западном углу, как у Ильинской церкви. Особенностью Христорождественского храма, кроме последнего придела, был еще придел Никольский в нижнем ярусе галереи на ее восточном конце с северной стороны и отсутствие колокольни на северо-западном углу. Здесь колокольня построена отдельно от храма и по замыслу представляет единственное19 и притом художественное произведение русского зодчества. Обыкновенно эту колокольню причисляют к звонницам. Но для такого причисления нет основания, кроме некоторого, весьма незначительного наружного сходства. Основная мысль рассматриваемого сооружения — надвратный храм, но храм полный, с галереею, колокольнею и даже в некотором роде с приделами, хотя лишь наружными, декоративными.

Эту трудную задачу строитель разрешил тем, если не блестящим, то, во всяком случае, в высшей степени своеобразным и удачным образом — своим надвратным храмом, который и удивляет, и привлекает внимание всех, понимающих что-нибудь в зодчестве. В первоначальном виде Христорождественская колокольня была еще замечательнее. Она служила, очевидно, Святыми воротами в каменной ограде, окружавшей церковь с двух сторон, так как ее нижний ярус представлял 3 открытых арочных пролета, убранных по лицу кувшинчатыми колоннами. Над средним пролетом возведена церковь, посвященная Гурию, Самону и Авиву, окруженная с трех сторон сквозною галереею, упирающеюся на восточных концах в четырехгранные башенки, крытые шатрами. По незначительности размеров они не могли служить придельными храмами, как это было в больших церквах, и потому в одной из них сделан ход на колокольню, в другой, предполагают, были часы.

Над церковью вместо глав возвышается нераздельно связанная с нею шатровая колокольня с несколькими рядами слухов. Высота колокольни 16 саженей. Теперь и воротные, и галерейные пролеты заделаны, и с запада к самой колокольне подступили частные владения, закрыв ее с наиболее нарядной стороны.

Заслуживает внимания и придел на юго-западном углу паперти храма — во имя Казанской иконы Богоматери, соединяющийся с храмом особой галереей. Он был сделан четырехгранной, квадратной в плане башенкой, к которой позже пристроена алтарная абсида, возведенная на арке, перекинутой по диагонали. Башенка перекрыта сводом и покрыта плоскою четырехскатною кровлею, посреди которой возвышается стройная глава, увенчанная красивым узорным, сквозным железным золоченым крестом, очень нарядным и своеобразным. Следует отметить, что в уборке стен этого придела наблюдаются такие же несогласованности, как и на Ризоположенском приделе Ильинской церкви.

Видимо, и Казанский придел был также наложен, но эта накладка не повредила, а напротив, лишь увеличила его стройность.

Самый храм много потерпел от переделок в 1831 году: северное крыло галереи с ее приделами совсем уничтожено и заменено некрасивою пристройкою теплой церкви; к западному пристроен нелепый портик в ложноклассическом духе, четыре главы сняты, маковица пятой переделана, заложены пролеты, роспись переписана, иконостас заменен новым еще в XVIII веке. По преданию, в главном храме пол был яшмовый, но по распоряжению Тишайшего он взят в московский Благовещенский собор, и на месте осталась от него лишь небольшая полоса между престолом и Царскими вратами.

В Казанском приделе сохранился тябловый иконостас XVII века, обитый свинцовым узором по разноцветной «земле» (фону). Резные Царские врата его относятся к тому же времени. На колокольне висят три голландских колокола, отлитых в Амстердаме в 1632 году.

В уборке храма и его распланировании замечается сходство с Ильинскою церковью, но в Рождественском храме и то и другое богаче и сложнее. Возможно, что оба эти храма, воздвигнутые один после другого спустя всего 3 года, создавались одним строителем.

Из Исторического очерка-путеводителя "Ярославль в его прошлом и настоящем". Этот коллективный труд был издан в 1913 году Ярославской экскурсионной комиссией.

 

Перейти к статье Церкви Ярославля