• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IГлавная|КонтактыIО сайте|Интересные дискуссииI
Площади Ярославля Юбилейная площадь

Юбилейная площадь

Юбилейная площадь Ленинский район. Названа в октябре 1960 г. как

Площадь 950-летия Ярославля. Позднее топоним был сокращен для удобства использования.

Юбилейная площадь

Ярославль Монастыри города Бывшее название:

Автозаводская пл. - 1957-1960 гг.; создана на месте городских огородов в связи со строительством Дворца культуры автозавода (ныне - Дворец культуры ЯМЗ).

История строительства дворца культуры ЯМЗ

Дворец культуры моторостроителей – одно из самых значитель­ных зданий Ярославля советских времён строилось долго и мучительно. Даже на фоне ти­пичных для своего времени долгостроев его эпопея выглядит особенно изощрённой.

Ближайшим родственником нашего ДК совершенно спра­ведливо называют Дворец культуры завода «Ростсельмаш» в Ростове - на - Дону: Его проект, разработанный в 1949 - 1950-х годах Алексеем Муликом, приглянулся ярославцам, и в сентябре 1953-го на совещании руководства автозавода (будущего моторного) последовало официальное решение «принять проект для строительства» у себя.

Принципиальное отличие предполагалось одно: «южный» вариант предстояло переработать в «северный». Боковые ротонды, своего рода «полубеседки», превращались из открытых в закрытые. Для наружной облицовки договорились использовать материалы более тёплых по цвету тонов.

Строительство обещало стать событием общегородского значения: здание формировало новую площадь (позже названную Юбилейной), фокусировало выход нескольких центральных улиц и пересечение двух проспектов - Ленина и Толбухина.

Алексей Тимофеевич был приглашён переехать с семьёй в Ярославль. Проектирование велось сначала в УКСе моторного завода, затем в Ярославском филиале института «Гипроавтопром» (сейчас «Гипродвигатель»). Первый вариант проекта был готов через год, после начала работы. Одновременно выяснилось, что завод явно переоценил свои возможности: прошло ещё два года, прежде чем в 1956 году удалось найти средства и начать строительство.

Первоначальный проект

Первая корректировка проекта показалась обычным рабочим моментом и особо не насторожила. Дело касалось некоторых изменений по части фундаментов; и автор без каких-то проблем пошёл навстречу возникшим обстоятельствам.

Затем от Мулика потребовали внести изменения в конструктивную часть здания. В связи с ограниченным «лимитом на проект» ему надлежало отказаться от всего привозного и приспособить проект к возможностям местной стройиндустрии. В одном из архивных документов читаем: с тем, чтобы балки, плиты, перемычки, столярка соответствовали «типажу изделий, выпускаемых Ярославским трестом № 14».

Он приспосабливал, корректировал, отстаивая, где удавалось, компромиссные решения. Денег по-прежнему подолгу не находилось. Завод останавливал строительство на месяцы, а то и на год-два. Принятые изначально технические решения устаревали - требовались новые переработки проекта уже по этой причине.

Всё это происходило на фоне событий, буквально сотрясавших тогда весь отечественный архитектурно-строительный мир. ЦК партии принял постановление об устранении так называемых излишеств в архитектуре. В официальных реляциях тех лет, касающихся дворца, появляется грозная фраза о необходимости «изменений внутреннего и внешнего оформления здания в части исключения архитектурных излишеств». Это уже выглядело серьёзнее, чем замена одной конструкции на в другую. Развернулась целая кампания за пересмотр композиции плана здания, то есть за иной набор и расположение помещений. Тщательно продуманная и выверенная до того автором композиция летела в тартарары, чуть ли не всё надо было начинать сначала.

Корректировка плана здания позволила сэкономить 1 млн. рублей, но чего это стоило Алексею Тимофеевичу Мулику, можно только представить.

Тем не менее новый вариант проекта, основанный на дальнейшем упрощении архитектуры здания, был разработан и предтавлен город­ским властям. В целом к нему от неслись благосклонно. Правда, попросили ещё раз откорректи­ровать фасады.

 

Проблема, однако, в том, что ни город, ни область не вправе были поставить окончательную точку. Требовались согласования «наверху». 2 декабря 1961 года министр культуры РСФСР своим письмом одобрил то, что сделал архитектор А. Т. Мулик, но в заключение письма, предложив «устранить излишества в архитектурном оформлении внутренних интерьеров», возвратил проект на переработку. Креста на вас нет! - так и хочется сказать. Ведь к тому времени здание уже на две трети было готово. Будто в успокоение, через десять дней, 12 декабря, появляется на свет письмо заместителя председателя Госстроя РСФСР с милостивым разрешением продолжить строительство. Но всё с тем же иезуитским замечанием: внешнюю архитектуру здания и его интерьеры нужно всё же упростить.

 

В 1962 году в очередной раз переработанный вариант проекта направляется для рассмотрения главному архитектору города Борису Львовичу Хуторянскому. Он и был принят для окончательной реализации.

На штампах всех чертежей значится автор проекта Мулик. Это была его последняя работа. 17 августа 1963 года Алексей Тимофеевич застрелился.

 

По словам дочери, он оставил два предсмертных письма. В адресованном семье писал, что не может мириться с происходящими безобразиями. О том же, видимо, шла речь в письме, адресованном в УВД, но оно осталось без последствий.

А вот выдержки из письма читательницы «Северного края» Татьяны Евгеньевны Шидловской.

«Мало кто знает, что первоначально в 1950-х, годах прошлого века здание было запроектировано как настоящий дворец - с ко­лоннами, лепниной и скульпту­рами при входе... К сожалению, тот проект не был реализован. Причин много - не хватало средств, возникли проблемы с грунтовыми водами и осадкой фундамента. Но самое главное изменилась политика государства в области архитекту­ры. Начались многократные переделки проекта, стройка замерла. Старожилы помнят огромный котлован на месте дворца, служивший полигоном для игр детворы.

Этапы строительства

Этапы строительства

В 1965 году на старом фундаменте выросло здание в совершенно другом стиле - с чёткими геометрическими объёмами. Правда, скульптуры у входа были установлены. В архиве одного моего знакомого сохранилась фотография дворца с двумя скульптурами на гранитных постаментах. Женская фигура со скрипкой символизировала культуру, мужская - технику. Простояли они недолго. По моему подсчёту, не более полугода.

Здание со скульптурами

Говорят, скульптуры убрали по указанию высокопоставленного партийного функционера. Куда они исчезли? В 1985 году после облицовки белым камнем здание приобрело современный вид, но мне кажется, что оно, как человек, помнит своё прошлое...»

Новые перемены

 

Фото с сайта http://www.fotoyar.ru/files/16/files/p0000016.jpg.htm

К сожалению, куда исчезли скульптуры, установить не удалось. Слухи, что их закопали тут же, с тыльной стороны дворца, вряд ли правдоподобны, хотя чего только не бывает на свете.

 

Между тем, практически во всех путеводителях по Ярославлю в качестве авторов названы две фамилии. Бесспорно, после гибели Мулика кому-то надо было вести архитектурный надзор за реализацией проекта, уточнять детали и т. п. Стоит обратить внимание на репортаж с открытия дворца, опубликованный в «Северном рабочем». Корреспондент газеты Альберт Трофимов по самым свежим следам со ссылкой на руководителя (директора) дворца Николая Гончарова писал: «Автор проекта - Алексей Мулик и продолжатель его замыслов Вадим Азов».

http://dkdobrynina.ru/o-nas/istoriya

Справка

По постановлению секретариата ВЦСПС № 12-13 от 12 апреля 1978 года Дворец культуры моторостроителей переименован в Дворец культуры и техники моторного завода. В мае 1982 года постановлением Совета Министров РСФСР Дворцу культуры и техники моторного завода присвоено имя Героя Социалистического Труда, Лауреата Ленинской и Государственной премий Анатолия Михайловича Добрынина. Дворец культуры и техники ежедневно посещают около 3 000 человек. При Дворце прекрасные театральный, спортивный, танцевальный, кино- и лекционный залы. Особенно среди самодеятельных коллективов Дворца популярны народный ансамбль танца "Волжанка", побывавший во многих странах мира, девичий ансамбль "Грезы", ансамбль "Счастливое детство".

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить