• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IIРоссияIIИстория РоссииIIСтраницы истории РоссииIIМонастыри РоссииIIСтарые русские городаIIПерсоналииII
Монастыри Ярославля Толгский монастырь История Толгского монастыря

История Толгского монастыря

Толгский монастырь

Начало обители относится ко времени правления в Ярославле  святого благоверного князя  Давида, сына Федора Черного. В 1314 году ростовский епископ Трифон (до пострижения в схиму Прохор) объезжал владения своей обширной епархии. 7 августа, возвращаясь месте с бывшими при нем священниками и клириками по Волге в Ярославль из Белозерской страны, он остановился ночевать на правом берегу реки.

В полночь епископ пробудился и увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и до того столпа через реку мост.  Взяв посох, он пошел по мосту к  огненному столпу и посреди него видит Образ Божией Матери с младенцем на руках, стоящий на воздухе.  Долго молился святитель перед иконой, затем по тому же мосту возвратился в свой шатер.

Войдя в шатер, он нашел всех спящими, и сам предался покою, решив утаить бывшее ему дивное явление. Утром 8 августа спутники святителя заметили странное исчезновение архиерейского посоха, который вчера был поставлен у изголовья его ложа, и доложили об этом святителю. Поняв, что Богу угодно, чтобы виденное им чудо было открыто, епископ Трифон  рассказал обо всем, что видел за Волгой. Слуги, переехав Волгу, обрели икону Пресвятой Богородицы в лесу, стоящую уже не на воздухе, но на земле между деревьями, и рядом с ней посох своего архипастыря.

И тогда епископ Прохор, оставив путь к Ростову, благословил построить на месте явления иконы деревянную церковь. Весть о чудном явлении Образа Божией Матери доходит до Ярославля. Сюда стекается множество народа разного звания, приходят здоровые и больные, и все, увидев Образ, помогают святителю Трифону в строении церкви.

За один день строительство храма было завершено, в него перенесли обретенную икону. Епископ Прохор, освятив церковь во имя Введения Богоматери во храм, благословляет быть при сей церкви  монастырю и определяет в него настоятеля-игумена..

Обитель стала называться Толгской по реке, которая впадает здесь в Волгу, а празднование чудотворной иконе Толгской Богоматери было установлено 8 августа, в день явления святыни.  Слово «толга» происходит, вероятно, из исчезнувшего языка финно-угорского племени меря, проживавшего ранее на территории Ярославской области. В родственных мерянскому языку мордовских языках «толга» означает «птичье перо».

Сведения о ранней истории монастыря скудны и отрывочны. Первым событием, которое известно в истории новосозданной обители, является чудо истечения от святой иконы  мира. Произошло это 16 сентября 1392 года, при игумене Германе, во время службы. Миро оказалось целебным, многие больные, присутствовавшие тогда в храме и помазавшиеся тем миром, получили исцеление. С этого времени икону Богоматери стали почитать как мироточивую.

В конце XIV века в Толгском монастыре произошел  большой пожар, в котором сгорели кельи и ограда.  Думали, что и чудотворная икона Богородицы также сгорела, и много скорбели о том. Но после пожара святую икону обрели вне монастыря, в лесу на дереве, чудесно изъятую из пламени, совершенно невредимую и сияющую светом. Позднее на месте чудесного спасения образа поставили часовню. Монастырь не прекратил своего существования, что случалось после пожаров со множеством тогдашних монастырей.

Целый ряд необыкновенных чудес, начавшихся уже с первого дня существования обители, привлекали в монастырь паломников. Монастырю покровительствовали ярославские князья. Около 1400 года Ярославским князем Феодором Феодоровичем Толгскому монастырю была дарована жалованная грамота на деревню Кукольцыно с освобождением крестьян от княжеских даней и повинностей.

С усилением феодальной раздробленности Толгский монастырь попал в вотчину князей Засекиных и терпел от них много притеснений. Князь имел над обителью как

административную так и в судебную власть. Кроме того монастырь должен был платить князю известную дань. Власти требовали  себе кормов, подвод, даров, посулов и многое другое. Очевидно, князья Засекины слишком злоупотребляли своими вотчинными правами, потому что монастырь вынужден был обратиться с челобитной к Великому Московскому князю Василию Васильевичу Темному, который взял монастырь под свое покровительство.

В 1553 году Толгский монастырь посетил московский царь Иван Васильевичем Грозный. Царь ездил на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю болезни ног и на обратном пути остановился у Толги. Иван Грозный много со слезами молился перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, после чего ноги у него укрепились, и он встал с кресла, на котором его носили, совершенно здоровым.

Благодарный монарх щедро одарил игумена и братию, повелел строить в обители каменный храм и  преподнес в дар монастырю икону Спаса Нерукотворного, которая хранилась здесь как местночтимая святыня. На средства, пожалованные царем,  в конце XVI века при  игумене Феодосии был построен каменный храм.

Исполнившись великой радости, Царь возблагодарил Бога и Пречистую Его Матерь, одарил игумена и братию щедрой милостыней и повелел построить в обители каменный храм, который и был построен в конце XVI века при наместнике монастыря игумене Феодосии (управлял обителью с 1578 по 1602 гг.)

Смутные годы разразились над Толгской обителью тяжким бедствием, выразившемся в полном разорении монастыря. 18 мая 1609 года отряд поляков захватил обитель, осквернил и разграбил ее. Были перебиты сорок шесть иноков, скрывшихся в храме. Долгое время их братскую могилу отмечал «раздвоенный» камень, и богомольцы брали сквозь его отверстие могильную землю, веруя, что она обладает целебной силой. Над местом захоронения иноков в 1893 году была сооружена часовня по проекту архитектора Н. И. Поздеева. Её интерьер в 1911 году украсили стенным письмом. В 1914 году в дни празднования 600-летия Толгского монастыря её торжественно освятили как храм-часовню. Здесь ежегодно 18 мая совершалась заупокойная лития по погибшим.

В дни польского нашествия – Смутное время – икона Толгской Богоматери хранилась вне стен монастыря.

Со временем чудотворная икона Толгской Богоматери приобретала статус первой среди чтимых икон Ярославля, в трудные времена к ее помощи прибегали и ярославцы, и жители окрестных мест, и многочисленные паломники.

В 1612 году в Ярославле, ставшем местом сбора народных сил в ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, как рассказывают местные предания, произошло моровое поветрие. И тогда с иконой Толгской Богоматери и другими святынями города совершился первый из известных в Ярославле чрезвычайных крестных ходов, после которого болезнь отступила.

Ужасные бедствия – моровая язва, голод, великие пожары неоднократно посещали Ярославль. В эти дни «туги народной» жители обращались к помощи иконы Толгской Богоматери, и народное горе затихало, и часто сама стихия смиряла ярость.

После поразительной благодатной помощи, полученной в постигших Ярославль в 1654-1657 годах бедах, жители города исходатайствовали установление ежегодного крестного хода чудотворной Толгской иконы в Ярославль.

После польского разгрома труд восстановления монастыря выпал на долю игумена Серапиона. Царем Михаилом Феодоровичем Романовым в 1620 году пожаловано было 40 рублей на строение церкви в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, а также 100 рублей на возведение колокольни.

Церковь в честь Воздвижения Креста Господня

В настоящее время теплая церковь в честь Воздвижения Креста Господня — самая ранняя из сохранившихся каменных построек монастыря. В 1838 году церковь подвергалась переделкам: были повышены своды, растесаны окна, убраны внутренние столбы, верхние участки храма украшены стенным письмом.

Церковь в честь Воздвижения Креста Господня

Воздвиженскую церковь в 1892 году расписали полностью масляными красками.

Бурный расцвет Толгского монастыря связан с именем игумена Гордиана, управлявшего обителью с 1673 по 1700 гг. В это время в основном и сложился современный ансамбль монастыря.

В первую очередь игумен Гордиан закончил начатое в 1672 году строительство Святых ворот с надвратной церковью во имя Николая Чудотворца, занимавшей «после собора самое видное в монастыре место».

Никольская церковь

Это строительство велось на средства торговцев Ярославской гостинной сотни Семена и Ивана Матвеевичей Сверчковых.

Никольская церковь

Кроме устройства Святых ворот и каменной Никольской церкви над ними, Сверчковы пожертвовали монастырю также тысячу пудов соли и 2538 рублей 15 алтын и 2 деньги – сумму по тому времени громадную – на благоустройство обители.  Никольский храм внутри был украшен стенным письмом «в польском стиле».

Введенский собор

Постройка величественной Введенской соборной церкви на месте древней маловместительной и уже обветшавшей была другим большим делом игумена Гордиана.

Введенский собор

Работы начались в 1681 году и окончились через два года. Лучшими для подражания были тогда соборы Ярославский и Ростовский и церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Нижняя часть храма изначально сооружалась как усыпальница знаменитых лиц или же настоятелей монастыря, поэтому сам храм был поднят от земли более, чем на тридцать ступеней.

Введенский собор с колокольней

Всю Введенскую церковь, наподобие церкви Иоанна Предтечи, обнесли папертями, которые давали возможность помещаться людям, издалека приходившим на поклонение Чудотворной иконе.

Здание было увенчано пятиглавием, как и соборы Ростовский и Ярославский. С южной стороны церкви устроен придел во имя Ярославских чудотворцев, святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина. Собор расположен посреди монастыря, напротив Святых ворот. Стены и своды храма расписаны в 1690–1691  стенным письмом греческого стиля мастерами Ярославля и Костромы: Федором Федоровым, Димитрием Семеновым-Сибиряком, Василием Осиповым и другими, чьи имена записаны на откосе южного нижнего окна западной паперти.

Придел Федора, Давида и Константина Введенского собора расписывала та же артель на средства окольничего (это один из высших придворных боярских чинов на Руси) Василия Федоровича Жирово-Засекина, потомка святого князя Федора.

Введенский собор с колокольней

После окончания возведения Введенского собора Толгского монастыря немедленно начата была постройка трехъярусной величественной колокольни, которая была окончена около 1688 года. Устремленная ввысь колокольня всегда привносила особую красоту и торжественность в монастырский архитектурный ансамбль.

Введенский собор с колокольней

Пожертвованные царем Михаилом Федоровичем 100 рублей на «каменное колокольное строение» были использованы на литье колокола. Надпись на нем гласила: «Вылит Пресвятой Богородицы Толгского монастыря казенными деньгами при державе Государя царя и Великого князя Михаила Феодоровича, при игумене Серапионе с братиею, а в нем весу 100 пудов, а цена 500 рублев, лета 7140 [1632] ». Колокол в 1678 году разбился и был перелит в Голландии с повторением прежней надписи и добавлением новой на латыни: «Евергард Сплинтер слил меня в Кнелизе».

На новопостроенную колокольню вместе с прежними колоколами был поднят и новый большой колокол весом в 200 пудов, приложенный в дар обители усердием окольничего князя Никиты Яковлевича Львова, давшего на слитие колокола тысячу рублей.

Кроме своей крупной жертвы на колокол, князь Никита Яковлевич Львов приносит в дар обители богатейшие, осыпанные жемчугом и каменьями священно-служебные ризы, в разное время в монастырь дает 900 четвертей ржа и овса на монастырские потребности, кроме того, устраивает на свой счет каменные братские кельи на 1500 рублей и, наконец, постригается в монастырь под именем Нила.

Ни один из прежних колоколов не сохранился, поэтому после учреждения монастыря пришлось собирать новый ансамбль по сельским храмам. Сейчас он состоит из одиннадцати колоколов: праздничного, постного, полиелейного, четырех подзвонных и трех зазвонных. Благовестник (вес более 300 пудов) был перелит в 1831 году из колокола 1827 года. Вес других колоколов от 120 пудов до одного с половиной. Полиелейный в 1830 году был отлит на заводе Самгина в Москве, постный – в 1832 на московском заводе Финляндского. Из малых колоколов четыре ярославских – с завода Оловянишникова.

В начале 1690-х годов игуменом Гордианом были возведены настоятельский корпус, стены и башни Толгского монастыря.

Ко времени настоятельства в Толгском монастыря игумена Гордиана относится знаменательное событие: опальный патриарх Никон, возвращавшийся по Волге из своего долгого заточения, 16 августа 1681 года, чувствуя приближение смерти, повелел пристать возле монастыря, чтобы причаститься Святых Христовых Таин.

Когда судно пристало к берегу, Патриарх в присутствии монастырской братии причастился «от руки своего духовного отца архимандрита Кириллова монастыря Никиты».

Как известно, в этот же день вечером, блаженный Патриарх Никон скончался в Ярославле на своем струге, на реке Которосли, возле Спасо-Преображенского монастыря, искренне оплакиваемый всеми жителями Ярославля.

Игумен Гордиан скончался в 1700 году и погребен под придельным алтарем сооруженного им Введенского собора, при северо-западной стене алтаря.

Под соборным храмом находится усыпальница почетных граждан Ярославля, которые вносили при жизни своей пожертвования в святую обитель, а также представители знаменитых древних боярских родов: Вяземские, Троекуровы, Голицыны, Мельгуновы и другие.

Спасская церковь

К началу XVIII века относится строительство четвертой каменной церкви на территории Толгского монастыря, в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Она была возведена на месте деревянной, в память о принесенной в дар монастырю Иваном Грозным иконе Спаса Нерукотворного.

Спасская церковь

Спасская церковь обращает внимание своеобразным куполом, по краям которого расположено восемь глав средней величины, а купол, высоко поднятый вверх, увенчан девятой главой большего размера.

Спасская церковь

В трапезе храма устроили придел во имя праведного Лазаря, упраздненный в 1793 году, но через пять лет возобновленный уже во имя святителя Димитрия Ростовского на средства графа Александра Ивановича Остермана. Стены храма были украшены живописью. К Спасской церкви был пристроен двухэтажный корпус, в котором, вследствие правительственных распоряжений, жили на пропитании с 1757 года военные обер и унтер-офицеры и рядовые, неспособные к службе, которым давалось помещение, а также денежное и хлебное содержание. Он обращен с 1793 года в монастырскую больницу, отчего и храм назывался больничным. В 1806 году в размещены были этом корпусе русские классы духовного училища, потом семинария, потом уездно-приходское училище, и наконец, сильно обветшавший, в 1836 году он был снова предоставлен в собственность монастыря.

В трапезе Спасской церкви в 1812 году был погребен герой Отечественной войны генерал-лейтенант Николай Алексеевич Тучков, умерший от ран, полученных в Бородинском сражении, о чем имеется мемориальная надпись на стене.

Толгский монастырь

 

Толгский монастырь Старое фото

В 1914 году Толгский монастырь отмечал свой 600-летний юбилей. Готовясь к этому событию, наместник монастыря, игумен Серафим (Самойлович, новомученик, † 1937г.) произвел сложный и основательный ремонт всех храмов и монастырских зданий.

Толгский монастырь Старое фото

В 1917 году Толгский монастырь был упразднен, в 1928 — прекратились службы в храмах обители, 6 марта 1929 года —окончательно закрыт.

В начале 30-х годов в Ярославле на Волге, у села Воздвиженское советское правительство решило построить гидроэлектростанцию. В окрестностях Толгского монастыря плотина должна была перегородить Волгу. Монастырь был полностью выселен. Все его здания и храмы остались свободными. Власти выбрали монастырь для организации в нем управления строительством, так как вокруг в те годы были только деревни, поля и леса. Сюда, на Толгу стали прибывать специалисты гидротехнических работ. Многие из них привозили с собой свои семьи, заселившие кельи.

Во Введенском соборе с бесценными фресками была устроена действующая модель гидроузла для проектировавшейся Волгостроем ярославской плотины.

Проведенные в Ярославле исследования грунта дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство гидроэлектростанции было перенесено в Рыбинск. Но Толгский монастырь уже на долгие годы превратился в жилье для обычных горожан, по той или иной причине не имевших жилья.  Несколько десятилетий часть зданий монастыря занимала детская воспитательная колония. И хотя в 1947 году монастырский комплекс как памятник истории и культуры был взят на государственную охрану, положение его мало изменилось. Лишь в 1970-е годы в обитель пришли реставраторы. Последние жители обители, жившие здесь десятки лет, были выселены в 1986 году.

7 декабря 1987 года полуразрушенный Толгский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, здесь учредили первую в современной России женскую обитель  (после 1917 года на территории РСФСР были закрыты все православные женские монастыри).

Большая часть построек монастыря – замечательные памятники русской архитектуры –  пребывали в аварийном состоянии. Почти полностью утрачены были настенные росписи, декоративная керамика, разрушены иконостасы. О когда-то величественном монастырском ансамбле давали лишь смутное представление частично сохранившиеся стены. Предстояло приступить к работе, грандиозной по своим масштабам.

Сюда стали собираться и первые насельницы, которых не испугала временная неустроенность монастырского быта

26 мая 1988 года возрождающийся Толгский монастырь праздновал обретение и перенесение честных мощей великого подвижника, религиозного мыслителя и духовного писателя XIX века - святителя Игнатия (Брянчанинова), которые  пребывают в обители по сей день.

29 июля 1988 года, в освященной владыкой Платоном Спасской церкви была отслужена первая Божественная литургия.

25 сентября 1988 года настоятельницей Толгского Свято-Введенского монастыря Святейший Патриарх Пимен назначил игумению Варвару (Третьяк).

Спервых же дней игумения Варвара энергично занялась хозяйством, которое приходилось поднимать почти с нуля. За короткий срок оборудовано отопление, подведены канализация, водопровод, организованы слесарная и столярная мастерские, гараж, газовая котельная, отреставрированы или заново возведены каменные хозяйственные строения и кирпичные келейные здания, налажена работа трапезной, оборудован медицинский кабинет, устроены овощехранилища.

Были отреставрированы и освящены четыре монастырских храма.

Главный Введенский собор – летний. Работы по реставрации настенной живописи собора выполнила группа реставраторов ООО «Возрождение» под руководством Е.Б.Черняева.

В настоящее время Богослужение совершается в теплом Крестовоздвиженском храме.

Храм был полностью расписан в 2002 году артелью ярославских художников под руководством академика Николая Мухина. Их имена можно прочитать в клейме у входа в церковь. В Крестовоздвиженском храме находятся главные святыни обители: Толгская икона Божией Матери XIX века (список с Чудотворной иконы) и рака с мощами Святителя Игнатия Брянчанинова. Имеются два ковчега с частицами мощей святых Киево-Печерской Лавры и многих других. В подклете Крестовоздвиженского храма в 2006 году устроена небольшая «пещерная» церковь, освященная во имя Великомученицы Варвары (в память 1700-летия мученической кончины святой). В подклете храма расположилась также монастырская библиотека.

Насельницами обители расписаны Спасский и Никольский храмы. Богослужение в них совершается редко по причине маловместимости.

Обитель свято чтит старую добрую традицию странноприимства. Паломники могут остановиться, как и в прежние времена, в старинной монастырской гостинице, а также пользоваться монастырской трапезой.

Еще одной из достопримечательностей Толгского монастыря является расположенная в юго-восточной его части кедровая роща.

Кедровая роща

Устройство парка, по преданию, относится к последней четверти XVI столетия. Рощу от ветра защищает высокая стена, здесь почти всегда тихо. Между кедрами, насажденными полуциркулем аллеею в два ряда, для питания сада водой был выкопан пруд. Сад кроме кедровых деревьев изобиловал множеством дорогих цветочных растений. Недаром, гуляя по монастырскому саду 28 июня 1863 года, юный царственный посетитель сада, государь Цесаревич и Великий князь Николай Александрович пришел в такое восхищение от кедровой рощи, что воскликнул: «Я здесь ожил».

Пруды почти высохли в настоящее время из-за нарушения дренажной системы, да и густые ряды кедров значительно поредели. Сестры посадили несколько десятков новых саженцев кедра.

Сейчас Толгский монастырь может быть отнесен к числу благоустроеннейших Российских обителей.

Фотографии Толгского монастыря

Толгский монастырь

 

Толгский монастырь

 

Толгский монастырь

 

Толгский монастырь

 

Толгский монастырь

 

Толгский монастырь

 

Толгский монастырь

 

Толгский монастырь

 

Толгский монастырь

 

Толгский монастырь