• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IГлавная|КонтактыIО сайте|Интересные дискуссииI

Ярославль в XIII веке

К началу XIII века, в связи с продвижением русских вниз по течению Волги, значение Ярославля существенно возросло. Владимирское княжество развязало против Булгарии серьезную войну, в ходе которой было захвачено устье Оки и построен Нижний Новгород (1221). Опасность постоянных войн с булгарами ушла на второй план, теперь Ярославль оказался прикрыт новой крепостью в устье Оки. Волжский торговый путь становится безопасным. И на развитии Ярославля начинает сказываться выгодность его географического положения. Начался первый расцвет в истории Ярославля.

Еще при жизни великий владимирский князь Всеволод Большое Гнездо выделяет Ростовское княжество, к которому тогда относился и Ярославль, из состава огромной территории Владимирского княжества. В 1207 году он сажает своего старшего сына Константина княжить в Ростове. Константин начинает укреплять доставшиеся ему земли. Много внимания уделяет он Ярославлю. В это время город уже был окружен деревянной крепостью. В 1215 году князь ставит в Ярославле каменный храм Успения Богоматери. Это - первый каменный храм Ярославля! Возле храма Константин построил княжеский терем, в котором «проживал почасту» в Ярославле.

Каким был Ярославль в XIII веке? Представьте не Стрелке деревянную крепость с башнями, внутри которой теснились избы дружины и многочисленной челяди. В центе крепости располагался Успенский собор из красного кирпича с белокаменными вставками. Такое нарядное сочетание красного и белого! Рядом с собором на площади, вымощенной деревянными бревнами, стоят двухэтажный деревянный княжеский дворец с просторными сенями.

Вверх по течению Волги в полутора километрах от кремля находился Петровский монастырь (не сохранился). У главной переправы через Которосль стоял Спасский монастырь, постройки которого более позднего периода дошли до наших дней. В 1216 году Константин ставит в Спасском монастыре каменный Спасо-Преображенский собор с Входоиерусалимской церковью. Это вторая каменная постройка Ярославля. Строительство было закончено в 1224 году.

В честь победы Константина в битве за великое княжение Владимирское в 1216 году на берегу Которосли соорудили деревянную церковь Михаила Архангела.

Строились в городе храмы. Художники-иконописцы писали для них иконы. Дошедшие до нас местные иконы этого времени свидетельствуют о большом художественном таланте и мастерстве их создателей. В XIII веке ярославскими мастерами создаются такие шедевры древнерусской живописи, как «Богоматерь Оранта - Великая Панагия» (находится в собрании Третьяковской галереи) и «Спас».

Город рос. Кремль уже не мог вместить всех его жителей. В треугольнике между кремлем, Спасским и Петровским монастырями появляется торгово-ремесленный посад. По всей вероятности он был обнесен тыном. Когда и здесь уже места для строительства не осталось, вокруг Ярославля появились неукрепленные слободы.

В 1218 году начался новый этап в истории Ярославля. В этот период город все чаще упоминается на страницах ростовского летописания. Незадолго до смерти князь Константин роздал своим сыновьям уделы — Всеволод получил Ярославль. Так в 1218 году Ярославль стал стольным городом нового Ярославского княжества. Новому государству подчинили Углич, Мологу и земли за Волгой до Кубенского озера.

О размерах Ярославля этих лет можно судить по летописному известию об огромном пожаре 1222 года, когда «град Ярославль мало не весь погоре и церкви изгоре 17, двор же княжь... избы огня». Упоминание такого количества храмов свидетельствует о значительной величине города.

Начавшийся расцвет Ярославля в 1238 году был прервано татаро-монгольским нашествием. Сюда, в наш город, направился владимирский князь Юрий, чтобы из Ярославля отправиться на реку Сить для окончательной битвы с захватчиками.

Ярославль был захвачен войсками Батыя. Погибли все, кто был в городе. Ярославль был полностью разрушен и сожжен. Тела убитых несколько месяцев пролежали под открытым небом. Хоронить было некому. Раскопки, проведенные в 2005 году, вскрыли шокирующие факты трагедии того времени. Так что наш город в ходе этого нашествия пострадал очень сильно. Это был период истории Ярославля, когда жизнь в покинутом городе полностью замерла.

И только постепенно вернулись жители в Ярославль. Начались мрачные годы татаро-монгольского ига. Все население было обложено данью. Для сбора дани неоднократно сюда из орды присылались карательные отряды.

По гибели Всеволода в битве на реке Сить княжество возглавил его сын Василий Всеволодович. Князь Василий не участвовал в междоусобных разборках, в его правление город начал залечивать раны, нанесенные нашествием Батыя. После смерти князя его сменил брат Константин Всеволодович. Теперь ярославские князья вынуждены ездить в орду за ярлыком на княжение.

Но город был непокорен! До наших дней дошла легенда о сражении на Туговой горе. Есть сведения и о других выступлениях ярославцев.

Ярославские князья Василий и Константин были похоронены в Успенском соборе. В 1501 году при перестройке храма тела обоих князей нашли нетленными. У их гробницы стали происходить чудесные исцеления. Православная церковь причислила Василия и Константина к лику святых.

После гибели Константина в битве на Туговой горе в 1257 году, мужчин в роду ярославских князей не осталось. У Василия была жена Ксения (впоследствии она тоже почиталась как святая). После смерти обоих братьев она правила в Ярославле самостоятельно. Дочь Василия и Ксении — Мария вышла замуж за смоленско-можайского князя Федора Ростиславича Черного (1260).

Он хотел княжить не только в Можайске, а потому после брака сразу перебрался в Ярославль. Но в Ярославле была своя правительница — княгиня Ксения, и она не хотела признавать за Федором никаких прав. Мария вскоре умирает, а Федор в Орде женится на дочери хана Менгу-Тимура.

Дочь хана сразу крестили, и назвали Анной. Федора по-прежнему не пускали в Ярославль, и хан дал ему несколько ордынских городов в кормление. В этих городах он действовал уже как ордынский хан. В Орде у Федора Черного родились дети Давид и Константин. Он не терял надежды вернуться в Ярославль и стать ярославским князем.

После смерти в Ярославле Михаила, сына Марии, Федор решился поехать туда вместе с детьми и Анной (1290). Но ярославцам не люб был правитель, который был ордынским ханом и приехал с женой-монголкой. Жители не хотели его принять, но смоленская дружина заставила.

Вступив в Ярославль, Федор занялся строительством, строила храмы и монголка Анна. По свидетельству историков, Феодор Ростиславович "державствовал в Ярославле всегда благочестиво и богоугодно, особенно прилагая попечение о Божиих храмах". Вторая супруга Феодора, названная в крещении Анной и заслужившая имя добродетельной христианки, построила в Ярославле несколько храмов, из ныне существующих на том же месте и с тем же названием - храм Михаила Архангела.

Постройка княгиней Анной "нескольких храмов" дает повод думать, что в течение 40-летнего княжения Феодора в Ярославле город увеличился и населением и площадью. Благотворно на жизни города того времени сказывалась мудрая политика Феодора Черного, который сумел избежать нападения соседей на Ярославль во время княжеских междоусобиц и всегда поддерживал хорошие отношения с Ордой. С именем Федора Черного связан второй расцвет в истории Ярославля.

Федор Черный — интереснейшая фигура в ряду ярославских правителей. Он сумел побывать и ордынским ханом и русским князем, чего больше никому не удавалось.