• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IГлавная|КонтактыIО сайте|Интересные дискуссииI
Ярославль Персоналии Князья Князь Федор Ростиславич Черный и его сыновья Давид и Константин

Князь Федор Ростиславич Черный и его сыновья Давид и Константин

Князь Федор Ростиславич Черный является основным небесным покровителем Ярославля.

Он признан русской историей важнейшим из всех Ярославских князей, сумев в страшные годы татаро-монгольского ига и княжеских междоусобиц сохранить мир и процветание на ярославской земле. Его жизнь была подвигом княжеского служения, подвигом служения своей Родине.

Непростой была судьба благоверного князя Федора. Он был младшим сыном смоленского князя Ростислава Мстиславича . Началось с того, что его обидели старшие братья, деля огромное Смоленское княжество после смерти отца и выделив ему всего лишь небольшой Можайский удел. Это обрекало князя на очень небогатую жизнь, на прозябание. К его мнению не прислушивались при обсуждении животрепещущих проблем.

В это же время, после кончины князей Василия и Константина, ярославский престол остался без наследников по мужской линии. Сын Василия Всеволодовича Василий, вероятно, умер еще ребенком. Наследницей ярославского престола осталась трехлетняя сестра его, Мария. От имени Марии ввиду ее малолетства управляла мать — княгиня Ксения.

Около 1259 года князь Федор женится на Марии и уходит в Ярославль управлять Ярославским княжеством. От этого брака родились дочь и сын — князь Михаил.

Во время княжения Федора, в 1262 году, появился в Ярославле какой-то Зосима, бывший монах. Он принял у татар магометанство, публично порицал христианство и проповедовал религию Магомета. Зосима пользовался покровительством жившего в то время в Ярославле татарского посла и ничего не боялся. Возмущению ярославцев не было предела, невзирая на возможную расправу со стороны татаро-монгол, они убили Зосиму и бросили его тело на съедение собакам.

Последствия этого для города могли быть самыми страшными, но великий князь Александр Невский, ездивший тогда в Орду, сумел оправдать перед ханом и Федора и ярославцев, и беда миновала.

Русские князья обязаны были ездить в Орду для выплаты дани и получения ярлыка (грамоты) на княжение. Пришлось и Федору Ростиславичу ехать в ордынскую столицу Сарай. В это время правил там хан Менгу-Тимур,который потребовал от русских князей помощи в войне с ясами. Повинуясь воле татарского хана, князь Федор принял участие в походе на ясов (1277) и болгар (1278), где показал себя доблестным воином.

Из Орды Федор Ростиславич возвращался с богатыми дарами, но, когда он приехал в Ярославль, оказалось, что его жена умерла. Теща и бояре не приняли Федора, признав своим князем его малолетнего сына Михаила Федоровича.

Тогда князь Федор возвратился в Орду и там сочетался браком с ханской дочерью, которая по разрешению константинопольского патриарха была крещена и названа христианским именем Анна.

Хан построил в Сарае для Федора великолепные палаты, дав ему множество городов в кормление. Влияние Федора на Менгу-Тимура было так сильно, хан дозволил даже, по просьбе князя, устроить в магометанской Орде несколько православных церквей.

В Орде у Федора Ростиславича и княгини Анны родились два сына — Давид и Константин.

После смерти князя Михаила Федоровича, ярославский престол оказался свободен, и Федор, получив от хана ярлык на ярославское княжение, вместе с женой и сыновьями вернулся в Ярославль. Вместе с ним пришла в Ярославль и ордынская рать, чтобы подкрепить притязания князя на престол. На этот раз ему удалось стать ярославским князем.

Благодаря родству Федора Ростиславича с ханом, Ярославль и окрестности начали тогда наслаждаться миром и тишиною. Не было набегов татар, не было княжеских междоусобиц на ярославской земле. И хотя князь Федор вынужден был участвовать в «разборках» князей, он сумел оградить от низ ярославское княжество.

Вторая супруга Федора, названная в крещении Анной, построила в Ярославле несколько храмов. Ныне существующая церковь Михаила Архангела стоит на том же месте, где когда-то княгиня Анна построила одноименный храм. Для украшения храмов писали иконы, изготавливали различную утварь. Ни в одном городе на Руси не было такого!

Если нужны были церкви, то, скорей всего, и жителей было уже много. А ведь совсем недавно, в 1238 году, все были перебиты. Город залечил свои раны, был заново отстроен, и, наконец-то, зажил благополучно. Вот таким, мирным и благополучным, было правление князя Федора.

Почувствовав близость своей кончины, Федор Ростиславич, принял в Спасском монастыре монашество и схиму. Горько оплакивал народ его смерть. Тело усопшего было положено под сводами Входоиерусалимской церкви Спасского монастыря.

После Федора на ярославском княжении был старший сын его Давид; младший же, Константин, сам никогда не был правителем, но, как говорится в житии их, был «для всех образцом благопокорности и совершеннейшей любви, пребыв до конца жизни девственным».

Князь Давид правил около 22 лет, погребен был, так же, как и его брат Константин, в Спасском монастыре.

Чудесное обретение мощей Федора, Давида и Константина произошло в 1463 году при князе Александре Федоровиче. Около 1438 года он стал последним из ярославских князей, добровольно передав в 1462 году ярославское княжество московскому правителю Ивану III. Согласно житию святых князей, архимандрит Спасского монастыря Христофор и «весь священный собор с благоверным князем Александром» собрали совет о захоронении в землю мощей ярославских князей . Но, когда сняли покровы с усопших, начали происходить многочисленные чудеса и исцеления. Восприняв происшедшее как знамение, собравшиеся не посмели гроб с князьями «положити в землю». Так в 1463 году, князья Феодор, Давид и Константин были причислены к лику святых.

В 1831 году для хранения мощей в Спасо-Преображенском монастыре по проекту П. Я. Панькова была построена церковь Ярославских Чудотворцев. Мощи Федора Черного, Давида и Константина перенесены к иконостасу этого храма.

Теперь мощи святых находятся в Федоровском кафедральном соборе. 2 октября празднуется Церковью как день памяти святого благоверного князя Федора и чад его Давида и Константина, прославленных за праведное житие в миру, за богоугодное княжение.