• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IГлавная|КонтактыIО сайте|Интересные дискуссииI

Ах ты, батюшка, Ярославль город!

Ты хорош, пригож, на горе стоишь,

На горе стоишь во всей красе,

Промеж двух рек, промеж быстрых,

Промеж Волги-реки, промеж Которосли.

С луговой было со сторонушки

Протекала тут Волга-матушка.

С нагорной да со сторонушки

Протекала тут река Которосль.

(слова из песни)

Ярославль,

Богатырь светлолицый,

Прошумели века над тобой,

Брат и спутник державной столицы,

С нею связан одною судьбой.

Город труженик в мирные годы,

Город ратник в военные дни,

Ты под стать работяге-народу

И характером Волги сродни.

Города есть красивей, быть может,

Я не хаю чужое жилье, -

Ярославль для меня всех дороже:

Здесь прописано сердце мое!

И. Смирнов.

 

 

Церковь Николы Надеина

Церковь Николы Надеина в Ярославле

Церковь Николы Надеина… До нее в Ярославле каменный храм мог построить только князь, московский царь или богатый монастырь. А тут своя, родная, построенная жителем посада – ярославским купцом. Ею гордились, о ней слагали легенды. С нее началась ярославская школа зодчества.

Церковь Николы Надеина  была первой жемчужиной в великолепном ожерелье каменных храмов, украсивших Ярославль в XVII веке.

Содержание

1. История строительства

2. Архитектурв церкви

3. Дальнейшая история

4. Краеведы прошлого о церкви

История строительства церкви Николы Надеина

По свидетельству летописи, 9 июля 1536 года «во граде Ярославле загореся церковь Николая Чудотворца и оттого сгорел весь град». Летописец не указал местность этой церкви; но устное предание говорит, что нынешняя церковь Николы Надеина находится именно на том месте, с которого начался тогда пожар. Церковь эта, без сомнения, была деревянная. После пожара построена была на том же месте новая деревянная же церковь , посвященная Благовещению Пресвятой Богородицы. Известия об этом храме темны.

В начале июня 1620 года по инициативе и на средства Епифания Андреевича Светешникова, более известного под именем — Надея, начинается возведение нового храма, который должен был заменить древнюю деревянную церковь Благовещенья.

По существовавшей традиции, при перестройке храма соблюдалась преемственность посвящения престола. Эта традиция была нарушена, вероятно, по желанию заказчика, и главный престол освятили в честь святого Николая Мирликийского или, Николы Угодника, — самого почитаемого на Руси святого.

Поскольку святой Николай считался главным покровителем путешествующих, желание Надеи Светешникова получить защиту Божьего Угодника в своих многочисленных и часто весьма рискованных коммерческих операциях, было вполне закономерным.

«Законность» переосвящения храма была подтверждена местным преданием о явленной иконе Николая Чудотворца: ее прибило волжской волной к правому берегу реки напротив строящегося храма. Икону вынули из воды и внесли в церковь, где от нее начали совершаться чудесные исцеления. Прихожане усмотрели в этом Божию волю и просили ростовского митрополита Варлаама II освятить главный престол вновь отстроенного храма в честь Николая Чудотворца.

В начале 1620-х годов Московская Русь только начинала оправляться после трагических событий Смуты. Церковь Николы Надеина в Ярославле — одна из первых значительных церковных построек Московского государства, появившихся после прекращения Смуты. Каменная приходская церковь Николы Надеина значительно опередила свое время, поскольку массовое купеческое строительство началось лишь с середины 1630-х годов.

Надея Светешников был одним из самых богатых ярославских купцов, имел особое положение при царском дворе, и поэтому он мог осмелиться поставить каменный храм «по своей душе и по своих родителех», тем самым встав в один ряд со знатнейшими людьми государства. Финансовая мощь торгового дома Надеи Светешникова позволяла вывести из оборота огромные средства, требовавшиеся при возведении масштабной монументальной постройки. Наконец, именно в это время в Спасо-Преображенском монастыре работала ингородняя, вероятно, московская артель мастеров, которая и была приглашена выполнять заказ Светешникова.

Воздвигнутый за два года, большой торжественный храм доминировал над окружающей его городской застройкой, деревянными домами и церквами. В панораме города с реки Волги силуэт церкви Николы Надеина перекликался с силуэтом городского Успенского собора.

Первоначально парадный летний храм был трехпрестольным. К главному храму, освященному в честь Николая Мирликийского, с севера примыкал небольшой столпообразный Благовещнский придел, строившийся как личная молельня семьи храмоздателя и имевший самостоятельный вход. Третий престол в честь святого Михаила Малеина, патрона царя Михаила Федоровича, самостоятельного объема не имел и был устроен в дьяконнике основного храма, т.е. в южной апсиде его алтаря. Примыкающий ныне к юго-восточному углу четверика придел Александра Свирского был возведен лишь в 1690- е гг. — спустя 70 лет после завершения основного строительства. смутное время 16 17 века основные события смутного времени

По свидетельству современников, после завершения строительства новый каменный храм радением ктитора был «чудно украшен всякими лепотами». Существует легенда, согласно которой пол церкви устилала красноватая яшма «дорогой цены», якобы перенесенная тогда же по приказу царя Алексея Михайловича в Благовещенский собор Московского Кремля.

На содержание церкви Надея Светешников предоставил доходы от девяти своих лавок в торговых рядах Ярославля.

Николо-Надеинский приход имел еще теплый храм во имя Рождества Иоанна Предтечи, построенный к северу от летнего храма чуть раньше или одновременно с ним.

 

Церковь Николы Надеина в Ярославле Северный фасад Реконструкция

 

Архитектура церкви Николы Надеина

За три с половиной века облик церкви Николы Надеина претерпел значительные изменения. Благодаря многолетним исследованиям Э.Д. Добровольской и выполненной на их основе реконструкции, можно представить первоначальный вид того храма, что вырос в центре посада, удивляя ярославцев своим величием и красотой.

Несколько тяжеловесный четверик главного храма поднят на высокий подклет. Первоначально он венчался торжественным пятиглавием, впрочем слишком легким для массивного основания, поскольку широко поставленные боковые главы имели тонкие шейки барабанов.

Массивный четверик, башнеобразный Благовещенский придел, галереи с крыльцом и невысокая первоначально колокольня, поставленная над северо-западным углом галереи, создавали единый компактный ансамбль, оставлявший впечатление сдержанной, даже несколько суровой монументальности.

Архитектурные формы церкви Николы Надеина не имеют правильных геометрических очертаний. Однако этот, казалось бы, серьезный недостаток, зодчие превращают в достоинство: неровная стена храма с вырастающими из нее крупными деталями декора кажется удивительно пластичной и живой.

Строительная техника, композиционное постороение храма, стуктура и детали декора свидетельствуют о работе старых, опытных мастеров, хорошо знавших архитектуру конца XVI века и умело применявших традиционные строительные приемы. В то же время, в архитектуре церкви Николы Надеина появляется много нового.

смутное время в россии причины ярослав мудрый картинки

Церковь Николы Надеина Западный фасад Реконструкция

Стремясь расширить внутреннее пространство церкви, зодчие растягивают храм по оси запад-восток, в результате растягивается подкупольное пространство. Чтобы создать необходимую для опоры главного барабана квадратную конфигурацию, с востока и запада появляются дополнительные арки и боковые своды сложной конфигурации. Первоначальное покрытие церкви Николы Надеина было позакомарным.

Вместо строго симметричной композиции XVI века мастера формируют свободное ассимметричное сочетание разновеликих объемов. Двухъярусная галерея, обходящая четвнрик церкви Николы Надеина, завершалась приделом лишь с севера.

Отсутствие равновесия в расстановке объемов поддерживалось и формой галерей. Южный и западный фасады церкви выходили на пересечение улиц и были оформлены более нарядно. Двухъярусная галерея здесь была открытой, ее легкая аркада давала глубокую светотень и значительно обогащала облик храма.

Северная галерея в обоих ярусах изначально была глухой и прорезалась лишь узкими амбразурами окон. Новым композиционным элементом стало стройное домообразное крыльцо на ползучих арках, поставленное у западной галереи церкви Николы Надеина и заменившее собой традиционные открытые всходы.

Свободная компоновка объемов позволила включить в композицию храмового ансамбля и колокольню, которая первоначально была значительно ниже.

Декоративное убранство памятника отличают лаконичность и простота. Самым распространенными элементами убранства церкви являются пояса крупных ширинок — квадратных углублений с профилированными впадинами — и разного вида карнизы.

Декоративный пояс квадратных углублений - ширинок

Очень наряден широкий декоративный пояс, разделяющий второй и третий ярусы колокольни.

Церковь Николы Надеина Катушечный пояс

Интересным мотивом в декоре церкви Николы Надеина является рельефный катушечный пояс , идущий по апсидам на уровне пола основного храма. Это прием XVI века, впервые он был применен в храме Василия Блаженного в Москве.

Церковь Николы Надеина С юга придел Александра Свирского

Ярославль Дядьково

Были расширены окна главного храма, заложены арки галерей, пристроен южный придел Александра Свирского, а над старой колокольней надстроен восьмигранный ярус звона с высоким шатром и яркими многоцветными изразцами в парапете.

В первой половине XVIII века декоративное позакомарное покрытие памятника заменила четырехскатная кровля. После пожара 1768 года кровля была снова переделана — вместо тесового покрытия устроили железное по железным стропилам. Уклон крыши еще больше увеличился, закрыв шею барабана центральной главы почти на половину ее высоты.

Возможно тогда же на ней появилась маковица вычурной барочной формы. Микрорайон Брагино

Церковь Николы Надеина с часовней Фото Прокудина-Горского 1910

окончание смутного времениВ XIX веке Николо-Надеинский приход был достаточно большим — 250 человек. К началу XX века он значительно сокращается.

В 1823 году в приходе появилась новая часовня. Она была выстроена для иконы Богоматери Толгской, высеченной из стены Семеновской башни, стоявшей на въезде в город со стороны Романовской дороги. Фресковый образ Богоматери Толгской на Семеновских воротах особо почитался в городе, и поэтому, когда в Ярославле за ненадобностью разбирали укрепления Земляного города, прихожане церкви Николы Надеина решили его спасти.

Позже, в 1870 году, деревянная часовня Толгской богоматери была заменена каменной, спроектированной ярославским губернским архитектором И.Ф. Яровицким.

Церкови Николы Надеина в Ярославле Начало XX века

В 1836 году по указу архиепископа Авраамия были разобраны угловые главы церкви Николы Надеина. Всю церковную усадьбу тогда окружала каменная ограда.

В этом же 1836 году на колокольне церкви Николы Надеина в Ярославле были установлены башенные часы «хорошей немецкой работы». Они просуществовали всего несколько десятилетий (в начале XX века часы уже не работали), но успели оставить о себе память в городском фольклоре. В подражание их мелодичному перезвону была сложена присказка-«корюканье» или игровой счет

«Как у Спаса бьют, у Ивана звонят,

У Николы Надеина часы говорят:

Бабушка, бабушка, где ты была?

Я на городе была...»


Дальнейшая история

русский князь ярослав мудрый Страшный для Ярославля 1918 год , когда Советская власть подавляла вспыхнувшее здесь антибольшевистское восстание, особых потерь церкви Николы Надеина не принес. Однако жители полуразрушенного, сожженного города, потерявшего около половины своего жилого фонда, искали хоть какую-то крышу над головой, приспосабливая для этого любые помещения. Несколько квартир было устроено в подклете храма и в помещении под его колокольней.

Служба в церкви Николы Надеина в Ярославле продолжалась до февраля 1930 года. После упразднения прихода ее передали Окружному музею, а все остальные сооружения ансамбля было решено уничтожить.

Церковь Николы Надеина в Ярославле Южный фасад

В 1929 году сотрудниками ярославского музея проводилась классификация церковных зданий города по степени их художественной и исторической ценности, и церковь Николы Надеина, в числе восьми других памятников, была отнесена к высшей категории. С 1935 года храм поставлен на госохрану.

В 1929-1939 годах был разработан план генеральной застройки Ярославля, никак не учитывавший градостроительной роли древних храмов. Как и намечалось, все сооружения Николо-Надеинского прихода, кроме главного храма, были разобраны. На их месте в предвоенные годы возвели многоэтажные жилые дома, в результате чего интереснейшая достопримечательность Ярославля, закрытая высотными постройками, совершенно потеряла свою прежнюю роль в городской структуре.

В 1930 году основной этаж храма использовался краеведческим музее под фондохранилище и под временные передвижные выставки, а в 1938 году здесь был открыт музей Ф.Г. Волкова. Подклеты храма сдавались в аренду как складские помещения. Во время Второй мировой войны в основном храме размещался аптечный склад военного госпиталя, в подклете — овощехранилище.

Церковь Николы Надеина в Ярославле Северный фасад

В 1959 году церковь Николы Надеина была включена во вновь образованный Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник; с 1969 года памятник открыт для показа как храм-музей.

В рассказе о церкви использованы материалы чудесной книги Е. А. Федорычевой «Церковь Николы Надеина в Ярославле».

 

Краеведы прошлого о церкви Николы Надеина

Церковь Николы Надеина на Волжской набережной около губернаторского дома, заложена в 1620 году на средства ярославца, государева гостя Епифания Андреева Светишникова, прозванного Надеем; отсюда и прозвище храма «Надеинский». После Спасо-Преображенского собора эта церковь старейшая в городе. Она представляет собою типичный галерейный подклетный храм, но значительно пострадавший от поправок и переделок, которые выразились в снятии четырех глав и в переделке на существующую маковицы в 1836 году, в закладке галерейных и колоколенных пролетов, в переписке в 1882 году стенописи, исполненной в 1б40-м и в нетронутом виде уцелевшей только у иконостаса, где она была закрыта его боковыми крыльями, в замене древнего иконостаса новым в 1751 году и т. д.

По заявлению архиепископа Самуила, в 1781 году «иконы и иконостас сделаны собственным трудом купца Ф. Г. Волкова, зовомого в Ярославле Полушкиным, который впоследствии был в С.-Петебурге и в 1762 году пожалован российским дворянином», — был основателем первого народного театра, умер в 1763 году. Заявление Самуила сделано со слов николо-надеинского причта, а он не мог не знать, кто сделал иконостас, всего 30 лет спустя по его постановке. Этот иконостас является типичным образчиком иконостасов с резными статуями, вошедшими в большую моду в средней России после семилетней войны, причем в фигурах Христа и апостолов на Царских вратах и в их расположении больше художественности, чем это обыкновенно бывает.

Из примечательностей церкви следует отметить образ Николая Чудотворца, 3x1 аршин 13 вершков, по преданию, приплывший по Волге и прибитый течением к берегу против строившегося храма. Это обстоятельство было истолковано как изъявление высшей воли, и храм освятили во имя Николая Чудотворца, а не в память Благовещения, которому была посвящена стоявшая тут ранее деревянная церковь. Откуда приплыл образ, неизвестно, но, как «пущенный на воду», он, очевидно, стал лишним у себя на месте.

Образ Иоанна Предтечи новгородского письма 1551 года.

Надпрестольная деревянная сквозная шатровая сень, местами раскрашенная, местами позолоченная и посеребренная, хорошего резного дела; исполнена в Ярославле в 1636 году. При поправках в храме и ее сочли нужным позолотить по левкасу (меловой подмазке), залив им подробности рисунка и цветную отделку. В таком виде сень,и висела до начала XX века, когда восстановлена в строго первоначальном виде под наблюдением местной архивной комиссии. К сожалению, этот замечательный и дорогой памятник, необыкновенно богатый архитектурными мотивами, очень много теряет от скудости освещения алтаря и также не избег варварства. Маковицы, заканчивавшие нижние угловые столбики, взяли и отпилили, как мешавшие при ходьбе. При восстановлении сени они сделаны по образцу Ильинской.

Ризы и воздухи, шитые золотом и жемчугом — дар Михаила Феодоровича в 1622 году.

Благовещенский придел, помещающийся в конце северного крыла паперти. В нем престол и жертвенник каменные, в Царских вратах порог, старый иконостас, обложенный оловянным узором, царские древние двери, но подробности их узора, впрочем, залиты левкасом.

Наконец, на замечательно стройной, когда-то сквозной шатровой колокольне в 17 саженей высоты — голландские колокола: в 30 пудов 1606 года с латинскою надписью Verbum Domini manet in aeternum (Глагол Божий пребывает вечно); в 80 пудов 1623 года с такою же надписью; в 45 пудов 1673 года с надписью Si Deus pro nobis, quis contra nos (Если Бог за нас, кто против нас?) и в 35 пудов 1626 года, отлитый братом храмоздателя Павлом.

Около холодного храма стоит теплый во имя Рождества Предтечи. Он был построен также в XVII веке купцом Холщевниковым и представлял собою подклетный трапезный храм с двумя шатрами вместо глав. Но в 30-х годах XIX столетия пристройкою квазиклассических портиков, купола и прочего и позднейшими переделками так обезображен, что утратил почти всякое значение как памятник зодчества.

А между тем, это был очень любопытный и очень своеобразный памятник. В записке архиепископа Самуила он значится нерасписанным, но при расчистках в 1911 году обнаружена старая роспись, очевидно, бывшая не сплошною, а местами (над трапезной аркой).

На церковном монастыре (дворе) лежит изваянный из белого камня в виде гробницы, в духе рококо, могильный памятник, представляющий недурной образчик нашего обронного дела XVIII столетия. Из надписи видно, что под ним покоился ярославский купец и шелковый фабрикант Федор Афанасьевич Холщевников. Обозначает ли памятник и ныне могилу этого Холщевникова или лежит на случайном месте, неизвестно. Е. Ф. Холщевников в 1756 году переделал кровлю холодного храма, причем так поднял ее, что она закрыла часть шеи главы и придала ей приземистый вид.

Род Холщевниковых занесен в синодик (поминальник) Никольского прихода, а род Светишниковых, видимо, и покоился в одной из палаток подклета Никольской церкви. По крайней мере, об этом заставляют догадываться белокаменные плиты с надписями вязью, которые обыкновенно вделывались в стены (реже в пол) над могилами похороненных возле них. Эти плиты были вынуты из своих мест и употреблены как строительный материал, причем некоторые из них разбили. Ныне они хранятся в Древлехранилище Ярославской архивной комиссии. Одна из них представляет собой синодик, каковые вделывались в стену около жертвенника.

Из Исторического очерка-путеводителя "Ярославль в его прошлом и настоящем". Этот коллективный труд был издан в 1913 году Ярославской экскурсионной комиссией.

 

Адрес церкви Николы Надеина в Ярославле: Народный переулок, 2а

 

Перейти к статье Церкви Ярославля

 

Тропинский ручей

Церковь Михаила Архангела в Ярославле

Тропинский ручей. Прикоторосльный ручей неоднократно упоминался в старинных документах, но ранних картографических данных о нем нет. По преданию, у его устья скончался патриарх Никон, возвращавшийся в Москву из ссылки. На планах города XIX — начала XX в. ручей обозначен: он отделял Николо-Тропинский храм от домов и спускался к реке между Тропино и Шиловкой.

 

Хуторская улица, Хуторской 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й переулки

Церковь Николы Надеина в Ярославле Хуторская улица, Хуторской 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й переулки Заволжский район.

Название улице присвоено в январе 2000 года  по предложению Ярославской городской межведомственной комиссии по наименованию улиц.

 

20160919

Дядьково фото

Предполагают многие исследователи, что легенда о Рюрике была вставлена позднее, спустя время после написания Повести временных лет.

За легендарность Рюрика, Синеуса и Трувора был переводчик Повести временных лет Д. С. Лихачёв. Он предполагал, что, по замыслу летописца, Рюрик, Синеус и Трувор должны были стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

А вот мнение историка Б. Рыбакова:

«Чья-то рука изъяла из ПВЛ самые интересные страницы и заменила их новгородской легендой о призвании князей-варягов».

Вот прогнали врагов-поработителей, а спустя три года опять призвали. Или это были не те варяги? Странно как-то.

Может, варяги их опять завоевали, а летописец изобразил, что сами позвали править? Или призвали одного из скандинавских конунгов для военной помощи, а когда военные действия закончились, тот захватил власть?

Этот вопрос, могли ли действительно наши предки добровольно призвать скандинавов, чтобы те управляли ими, волнует людей не одно столетие.

«Историю о призвании варягов проверить невозможно! — пишет С. Баймухаметов. — Ни в европейских, ни в арабских, ни в еврейских источниках нет упоминаний об этом событии. Варяжская страница в «Повести временных лет» подобна стене несокрушимой — ни обойти ее и не объехать. Нет больше исторических свидетельств!»