• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IГлавная|КонтактыIО сайте|Интересные дискуссииI

Ах ты, батюшка, Ярославль город!

Ты хорош, пригож, на горе стоишь,

На горе стоишь во всей красе,

Промеж двух рек, промеж быстрых,

Промеж Волги-реки, промеж Которосли.

С луговой было со сторонушки

Протекала тут Волга-матушка.

С нагорной да со сторонушки

Протекала тут река Которосль.

(слова из песни)

Ярославль,

Богатырь светлолицый,

Прошумели века над тобой,

Брат и спутник державной столицы,

С нею связан одною судьбой.

Город труженик в мирные годы,

Город ратник в военные дни,

Ты под стать работяге-народу

И характером Волги сродни.

Города есть красивей, быть может,

Я не хаю чужое жилье, -

Ярославль для меня всех дороже:

Здесь прописано сердце мое!

И. Смирнов.

 

 

Успенский собор

Успенский собор в Ярославле - самая древняя каменная постройка города. Заложен был храм Успения Пресвятой Богородицы еще в 1215 году. Освященный в 1219 году, он стал главным украшением города. Дважды на месте обветшавшего и поврежденного пожарами здания храма возводили новую церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1937 году собор был взорван. Долгое время на этом месте только росли деревья. В XXI веке к 1000-летию города Успенский собор в Ярославле вновь отстроен. Величественный и прекрасный храм сделал панораму Ярославля более живописной.

Успенский собор XIII века - первый каменный храм города

Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина - старшего сына Всеволода Большое Гнездо. Посвящен он  был Успению Пресвятой Богородицы.

Во многих русских городах главный собор был посвящен именно Успению. Так было и в Ярославле. Это первая каменная постройка города. Она стояла в центре деревянной крепости на Стрелке. Храм Успения Пресвятой Богородицы был торжественно освящён в 1219 году ростовским епископом Кириллом.

Конечно, в первоначальном облике церковь не сохранилась до нашего времени. Каким был Успенский собор в XIII веке? Об этом можно судить по отдельным археологическим находкам. Собор был построен из тонкого кирпича (плинфы). В стены вставлены белокаменные рельефы с орнаментами и масками. Внутри храм украшал нарядный пол из поливных керамических плиток. Двери были украшены золоченой медью.Князь Константин, по воле которого построили собор, был похоронен в этом храме. Ансамбль церквей в Коровниках

Успенский собор XVI век

В первоначальном виде церковь Успения Пресвятой Богородицы просуществовала до начала XVI века. В 1501 году случился пожар и у церкви обрушились своды. Храм отстроили заново около 1516 года. Это была небольших размеров церковь на подклете. В западной части был придел «на полатях» примерно так же, как в Благовещенском соборе Московского Кремля. При расчистке завалов после пожара были обнаружены мощи ярославских князей XIII века — Василия и Константина Всеволодовичей. Мощи ярославских князей стали главной соборной реликвией.

После 1605 в церкви Успения Пресвятой Богородицы начинает составляться иллюстрированный синодик. В 1612 году во время Смутного времени митрополит Кирилл благословил здесь Дмитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы. Брагино

Успенский собор XVII век

Дядьково ЯрославльВ XVII веке Успенский собор в Ярославле уже обветшал. Храм пострадал во время пожара 1658 года. Да и маловат был собор для выросшего города. Поэтому по указу царя была построена новая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это было шестистолпное пятиглавое здание, без подклета, при северном, западном и южном входах были каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII века Рядом с собором возвели восьмигранную шатровую колокольню.

Успенский собор XVIII- XIX век

Успенский соборДостопримечательности ЯрославляВ 1788 году город становится центром епархии. Теперь Успенский собор в Ярославле стал кафедральным. Начались новые перестройки храма. К южной стене пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина, производились и другие перестройки. В 1836 году по проекту архитектора А. И. Мельникова была построена новая колокольня. Ее высота составляла около 55 метров. В архитектуре колокольни соединились черты разных стилей. Четверик первого яруса, затем восьмерик второго и далее снова четверик третьего яруса. Успенский собор в Ярославле Довольно необычный прием, к тому же в XIX веке восьмерики уже почти не использовались в архитектуре. Первоначально внизу колокольни была устроена проездная арка. Колокольня была построена в традиционном для той эпохи стиле романтической эклектики.

В 1844 году купола собора — первыми в городе — покрыли золотом. Собор имел великолепный пятиярусный иконостас с ценными иконами.

Современники Успенского собора в Ярославле XIX века писали о нем не очень восторженно.

Так описывает его действительный член Ярославской ученой архивной комиссии И. Барщевский в «Историческом очерке города Ярославля» 1900 года:

«Принадлежа к типу кубических церквей, заимствованных русскими из Византии, собор не представляет собою красивой постройки, к тому же еще искажен растескою окон и пристройками. Фасады его стен с юга и севера делятся лопатками на четыре, с запада на три части, с востока — четыре алтарные апсиды. Лопатки эти вверху соединены полукружиями. Между лопаток вокруг собора — два пояса из полуколонок, между которыми находятся окна; окна нижнего ряда растесаны.

На соборе четырехскатная крыша и пять больших барабанов с золочеными луковичными главами, фриз собора расписан сюжетами из Священного Писания и фигурами святых. К входным его дверям с северной и западной стороны сделаны пристройки, не соответствующие по формам самому храму, с южной стороны пристроен теплый собор...

Большая четырехъярусная колокольня собора выстроена в 1836 году на месте древней шатровой, высота ее 26 сажен, наибольший колокол весит 700 пудов. Он отлит в Москве на заводе Слизова в 1754 году и пожертвован собору фабрикантами Д. и И. Затрапезновыми».

А здесь описание Успенского собора в книге «Ярославль в его прошлом и настоящем. Исторический очерк-путеводитель», изданной Ярославской экскурсионной комиссией в 1913 году:

«Начнем с кафедрального собора, который, правда, в художественном отношении уступает многим ярославским церквам, но слишком связан с историей города, чтобы любознательный турист мог пройти мимо него совершенно равнодушно.

Освященный еще при великом князе Константине Мудром в 1215 году, он, по времени своего основания, является одним из древнейших в Ярославле. Но дважды перестроенный, последний раз при царе Алексее Михайловиче в 1646 году, несколько раз горевший и, наконец, искаженный пристройкой теплого придела и входов, собор представляет собой довольно безвкусную смесь несходных стилей.

Все-таки он не лишен торжественного величия, которое так типично для ярославского стиля, «соборного» по преимуществу, как определяет его историк русского искусства Игорь Грабарь».

 

Успенский собор в Ярославле

 

Успенский собор XX век

Успенский собор в Ярославле сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, но затем его отреставрировали. В 1922 году храм закрыли для богослужений, разобрали колокольню, предварительно сбросив с нее колокола. Ярославль Фото

Церковь отдали под Биржу труда, с 1930 по 1937 год в ней размещался склад зерна. В 1937 году городские власти приняли решение о сносе и самого храма, и 26 августа 1937 года собор был взорван. На том месте, где стоял Успенский кафедральный собор, был разбит городской парк культуры и отдыха.

Успенский собор XXI век

История ЯрославляК 1000-летию Ярославля в городе решено воссоздать Успенский кафедральный собор. Конкурсная комиссия выбрала проект московского архитектора Алексея Денисова в качестве основы для возрождения храма. Новый собор был заложен 26 октября 2004 года на месте взорванного в 1937 году. Главный меценат проекта — московский бизнесмен Виктор Тырышкин.

Новый Успенский собор в Ярославле не будет похож на взорванный. Площадь храма около 2000 кв. метров. В нем одновременно смогут находиться более 4 тыс. верующих. Высота собора до основания креста составит 50 метров, высота отдельно стоящей колокольни - 70 метров. В цокольном этаже нового храма откроются зал церковных соборов, музей, трапезная палата и покои правящего архиепископа.

Успенский собор в Ярославле фото

Этапы строительства Успенского собора

Предыдущее здание собора возводилось в XVII веке. Тогда центр епархии находился в Ростове. После того, как главным городом епархии стал Ярославль, Успенский собор волею судеб стал кафедральным. Но он изначально не был предназначен для такой роли. В храме были произведены перестройки, чтобы приспособить его для выполнения новых функций. Эти перестройки исказили первоначальный облик собора, о чем неоднократно писали любители и ценители ярославского зодчества, но он по-прежнему до конца не удовлетворял всем требованиям, предъявляемым к кафедральному собору, в нем не любил служить ни один правящий архиерей.

Фотографии ЯрославляИ вот теперь в Ярославле строился храм, которому изначально суждено быть кафедральным собором. Поэтому он и выше остальных церквей Ярославля. Кафедральный собор должен быть виден отовсюду. И по площади больше остальных храмов — в самые торжественные моменты он должен вместить всех желающих.

Поскольку Успенский собор в Ярославле возводился на самой древней территории, строительству храма предшествовали масштабные археологические раскопки, результаты которых переоценить невозможно. Затем началось строительство. Территория, на которой возводился собор, была огорожена, и из-за этой загородки постепенно стала появляться неуклюжая, бесформенная, каменная масса. В этот период Стрелка выглядела весьма неприглядно, а в прессе все громче звучали голоса противников возведения Успенского собора по этому проекту — исказит исторический облик Ярославля, панораму древнего города, испортит нашу Стрелку. Тогда казалось, что это действительно так. Постепенно каменная масса приобрела облик строящегося храма, уже окруженного галереями, с выразительными фасадами из красного кирпича.

Успенский собор в Ярославле

Строительство велось ударными темпами, задача была успеть к празднованию тысячелетия Ярославля.

Летом 2009 года у собора появились купола. 7 куполов покрыли металлическими пластинами c напылением из нитрита титана. Такое покрытие — изобретение космической промышленности, оно все чаще используется в строительстве церквей, поскольку дешевле и надежнее золота. Пластины крепятся на журавцы: каркас из сосновых досок. Тогда стук молотков не умолкал ни на секунду. Но гвозди нужны только для крепления, потом купол начинает жить по своим законам, стягивая конструкцию собственной архитектурой.

Успенский собор в Ярославле

В солнечную погоду такое покрытие куполов не отличить от золотых. При соблюдении технологий его срок надежности — триста лет.

8 сентября 2009 года главы Успенского собора были увенчаны крестами. Это было целое событие в истории строительства. Поднятию крестов предшествовало их освящение на земле. Чин освящения крестов совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Прочитаны соответствующие молитвы, главный, семиметровый позолоченный крест окроплён крещенской водой.

Успенский собор в Ярославле

Он и будет венчать Успенский собор. Вес креста около восьмисот килограммов. Кованые железные кресты для главного храма Ярославской епархии изготовили по старинной технологии в Рязани.. Золочение проводили уже в Ярославле московские реставраторы под руководством Сергея Викторовича Коконина. Сергей Коконин рассказывал: «Сначала была тщательная подготовка, металл черный-то черный. Потом золочение сусальным золотом. Использовались книжки весом в 2,5 грамма. Всего ушло 250 книжек» На золочение успенских крестов потребовалось около килограмма золота.

Под набатные звуки колокола взмыл вверх прикреплённый к 82-метровой стреле подъёмного крана-гиганта первый, главный крест собора. Ровно десять минут поднимался он к куполу. Ещё 12 минут длилась его установка. В этот день главы собора обрели 7 крестов.

А еще раньше, в августе, у Успенского собора появились колокола. Они вернулись в Ярославль из Данилова монастыря Москвы. Ярославские колокола были доставлены в Даниловскую обитель в 1985 году, когда началось возрождение этого старейшего монастыря Москвы, из недействующих на тот момент ярославских храмов.

После того, как исторический ансамбль колоколов Данилова монастыря был возвращен из Гарвадского Университета ( США) и полностью налажена система звона, стала возможной передача ярославских колоколов. Их всего пять: два колокола-исполина в сто пудов, и два относительно маленьких — по 200 и 400 килограммов соответственно. И самый большой, в две с половиной тонны весом. Его родной брат висит на колокольне Спасо-Преображенского монастыря. Временная звонница для исполинов была организована возле Успенского собора. А летом 2010 года на тутаевском заводе Николая Шувалова был отлит еще один колокол — колокол тысячелетия.

Успенский собор в Ярославле Колокола

Это фотография Успенского собора зимой 2010 года. Красные стены, над которыми взметнулись белые барабаны, увенчанные сияющими главами.

Успенский собор в Ярославле

Таким мы его больше никогда не увидим!

Летом 2010 года собор был полностью побелен. Активность строителей сосредоточилась на отделке внутренних помещений.

К 1000-летнему юбилею города белоснежный храм величественно возвысился над речными просторами.

Успенский собор в Ярославле

Прекрасно видимый отовсюду, он вернул Стрелке ее изначальное духовное значение, а городским панорамам – новую точку отсчета.

Освящение Успенского кафедрального собора

 

Успенский собор в Ярославле

Вот и наступило 12 сентября 2010 года. Третий день празднования тысячелетия Ярославля. В этот день был освящен Успенский собор.

Утром 12 сентября у собора собрались сотни православных верующих. Прямая трансляция службы велась на двух больших экранах, установленных рядом с собором. Те, кто пришел пораньше, смогли попасть в храм.

Великое освящение Свято-Успенского кафедрального собора Ярославля совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам праздничного богослужения с Первосвятительским словом.

В завершение службы состоялось вручение наград и Патриарших грамот. Были награждены архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, меценат Виктор Тырышкин, с помощью которого был восстановлен храм, ряд ярославских руководителей.

В память о визите в 1000-летний Ярославль и торжествах освящения Успенского кафедрального собора Патриарх Московский и всея Руси Кирилл преподнес в дар возрожденному храму образ Знамения Пресвятой Богородицы.

С момента освящения начинается новая жизнь храма: в кафедральных соборах, в отличии от приходских церквей, богослужения совершаются ежедневно. Не стал исключением и Успенский собор. Службы в соборе совершаются ежедневно. В будни Божественная литургия начинается в 8.00 , вечернее богослужение – в 17.00. В воскресные и праздничные дни в соборе будет совершаться две Божественные литургии: ранняя в 7.00, поздняя – в 9.30. Настоятелем собора является архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл.

Успенский собор занял достойное место среди других достопримечательностей Ярославля

Успенский собор в Ярославле фото

 

 

Адрес Успенского собора в Ярославле: Которосльная набережная, 2а.

 

Перейти к статье Церкви Ярославля

 

Улицы Ярославля

Ансамбль церквей  в Коровниках Церкви и храмы Ярославля Церковь Спаса на Городу в Ярославле Церковь Николы Надеина в Ярославле

Система улиц Ярославля формировалась на протяжении веков.

Сколько всего улиц в Ярославле? На данном сайте описаны 593 улицы, история их возникновения, история смены названий, причина, почему они носят то или иное название. Возможно, здесь отсутствуют улицы, которые появились на карте Ярославля буквально в последние годы.

Содержание

1. Списки улиц Ярославля

2. История формирования системы улиц города

3. Фотографии

Списки улиц Ярославля

Список улиц Ярославля по алфавиту

Перейдя по этой ссылке, можно в поле «Фильтр по заголовкам» ввести название нужной улицы, или часть названия, и получите все улицы, в название которых входит набранное сочетание букв.

Списки улиц Ярославля по районам

Список улиц Фрунзенского района Ярославля

Список улиц Красноперекопского района Ярославля

Список улиц Кировского района Ярославля

Список улиц Дзержинского района Ярославля

Список улиц Заволжского района Ярославля

Список улиц Ленинского района Ярославля

Списки улиц Ярославля по микрорайонам

Описание каждого микрорайона Ярославля завершается списком его улиц.

Брагино

Бутырки

Волгострой

Всполье

Дядьково

Забелицы

Кармановский поселок

Красноборский поселок

Кресты

Липовая гора

Ляпинка

Нефтестрой

Новосёлки

Норское

Парижская Коммуна

Починки

Пятерка

Резинотехника

Сокол

Суздалка

Тверицы

Тугова Гора

Филино

Чертова Лапа

Яковлевское

 

 

История формирования системы улиц Ярославля

Улицы Ярославля. ..

Они были уже в нашем древнем городе.  Сколько их было? Как они назывались? Что нам о них известно?

Откуда можно о них узнать?

О самых древних улицах можно узнать по легендам и летописным известиям; позднее на помощь приходят переписные книги города, старинные гравюры с видом Ярославля, в XVIII веке появляются первые планы и карты города и пространные пояснения к ним. И лишь с XIX века можно уже пользоваться целым комплексом разнообразных документов, делающим наши знания об улицах Ярославля того времени максимально достоверными.

Планировка средневекового Ярославля складывалась стихийно, по мере расширения его городской черты и представляла в XIV-XVI веках разбегавшиеся в разные стороны от кремля основные дуги-выезды из города и небольшие причудливо извивавшиеся между ними проезды в виде полуколец. Экономический и культурный расцвет города в XVII-середине XVIII вв. лишь ускорил этот процесс, не изменив его сути.

К этому времени относятся и первые упоминания в документах названий улиц Ярославля. Средневековые топонимы отражали рельеф и ландшафт местности (Нетеча, Кукушкина гора), направления (Угличская, Московская), промыслы (Железная, Срубная), историю (Пробойная, Стрелецкая), принадлежность бывших слобод к монастырям (Спасская, Петропавловская), а также ориентировали на храмы, монастыри (Духовская, Казанская) и посадские дворы (Калинина, Журавлева). Названия возникали стихийно, создавались самими жителями города.

Застройка средневекового Ярославля органично вписывалась в рельеф местности, поэтому улицы были кривыми, узкими. Только центральные улицы Ярославля имели деревянные мостовые.

В декабре 1777 года Ярославль стал центром губернии. В следующем году указом Екатерины Великой его центральная часть получила регулярную планировку. Согласно регулярному плану Ярославля 1778 года  в нем была сохранена стихийно сложившаяся радиально-кольцевая система улиц, но они были спрямлены, часть средневековых улиц  Ярославля попала внутрь кварталов новой застройки, а на пересечении главных улиц города были образованы площади.

Ильинская площадь вокруг храма Ильи Пророка и широкая Плацпарадная площадь составили архитектурное ядро Ярославля.

На свободных, еще не застроенных территориях западнее посада прокладывались новые улицы.

Отныне большинство улиц центра Ярославля называлось по церковным зданиям, находившимся на этих улицах (Рождественская, Никольская, Ильинская и др.) и по направлениям (Московская, Вологодская).

Ряд улиц был назван по уездным центрам Ярославской губернии, но улицы не всегда соответствовали направлениям к этим городам (Даниловская, Борисоглебская и др.).

Особняком стояло имя улицы Дворянская. Это яркий пример идеологического названия, или названия-символа, в данном случае в честь господствующего сословия страны, именно в конце XVIII века добившегося максимума своих привилегий.

В конце XIX века появилась улица Екатерининская (бывшая Ростовская), нареченная в честь столетия пребывания в Ярославле  императрицы Екатерины II, а также некрасовский бульвар в память о великом российсом поэте Н.А. Некрасове.

Административный подход к названиям улиц Ярославля привел к снижению их информативности. Попавший практически в любой провинциальный город XIX столетия путник оказывался среди однотипных наименований – всевозможных  Казанских, Воздвиженских, Спасских и других идеологически выдержанных топонимов.

На окраинах города оригинальных наименований было больше  (по владельцам домов на улицах – Антипина, Мамонтова; по особенностям рельефа или внешнего вида улицы – Подгорная, Широкая; по старинным слободам, включенным в черту города и т.д.).

Но и в центре наряду с новыми, навязанными свыше, сохранялись и старые названия улиц Ярославля. Так, улица Вологодская продолжала называться Большой Линией и Стрелецкой, Семеновскую величали Срубной да Нетечей, название Ильинская мирно сосуществовало со средневековым именем Пробойная.

Революционные потрясения и приход к власти большевиков привели к кардинальным изменениям в топонимическом облике исторического центра Ярославля. 18 центральных улиц и площадей Ярославля уже в 1918 году сменили свои названия на революционные: так появились Советская улица и Советская площадь вместо Ильинских, улица Свободы вместо Власьевской, Республиканская вместо Духовской.

В дальнейшем переименования улиц носили групповой характер, появились Рабочие, Матросские, Советские, Красные, Первомайские улицы.

Жесткая привязка внутригородских названий к политическому курсу страны привели к тому, что названия улиц советских городов (и Ярославль не был исключением) , как в известном анекдоте, «колебались вместе с генеральной линией партии»,

С 1930-х годов появилась мода называть улицы в честь знаменитых в Стране Советов людей: героев революции, государственных и партийных деятелей, покорителей Арктики, летчиков.

Территория города росла, включая все окрестные населенные пункты. Многие из них имели свою систему названий, повторявших названия улиц Ярославля. Поэтому в 1950-х годах пришлось менять назвавания многочисленных, разбросанных по всему городу улиц Ярославля (Советские, Свободы, Кирова, Чкалова, Новые, Школьные и другие типовые советские названия).

Наибольшее число переименований обрушилось наш город в 1957 голу: более 200 улиц, переулков, проездов и т.д. получили в этот год новые названия.

Начиная со второй половины 40-х годов многие улицы стали называть в честь Героев Советского Союза – участников Великой Отечественной войны. Особенно массовый характер этот процесс носил в 1965  году, когда в ознаменование 20-летия Победы над фашистской Германией большинству из 32 названных в этот год улиц Ярославля были даны имена в честь героев Великой Отечественной войны.  И в последующем в годы юбилеев Победы Ярославль получал по несколько подобных названий улиц.

Со второй половины 1960-х годов  для поднятия престижа города возникла идея преобразования крупнейших улиц города  в каждом районе Ярославля в проспекты. В честь 50-летия  Октябрьской революции в 1967 году у4л Гражданская была переименована в проспект Октября, в это же время ул. Московская становится Московским проспектом, Ленинградское шоссе – Ленинградским проспектом, проспектом была названа и ул. Толбухина. «Проспектизация» города  продолжилась и 1979-е годы – главная улица Дзержинского района стала называться проспектом Дзержинского, Фрунзенского – проспектом Фрунзе, Заволжского – проспектом Авиаторов.

Всего же за время с 1918 по 1990 годы в Ярославле состоялось более 800 наименований улиц, переулков и площадей; причем некоторые из объектов меняли сое имя по 3-4 раза.

С 1996 года в Ярославле действует межведомственная комиссия по  наименованию улиц, дающая рекомендации мэру о присвоении того или иного названия объекту. В ее составе наряду с работниками мэрии – историки, филологи, географы, краеведы.

По-прежнему возникают в Ярославле новые улицы.  В этом случае члены комиссии иногда на продолжительное время погружаются в научные поиски. Поднимается архивный материал, с помощью которого устанавливается прошлое данной территории. Члены комиссии составляют на месте представление об этой улице, ее внешних особенностях, беседуют с местными жителями для выявления уже бытующих здесь наименований территории, стараются учесть также при образовании нового названия пожелания граждан.  И лишь после этого оформляется окончательные рекомендации комиссии мэру.

Комиссия стремится исправить в лучшую сторону ситуацию с наименованиями улиц Ярославля, чтобы они не вызывали насмешек у жителей города и его гостей, чтобы будущим поколениям не было стыдно назвать или написать свой адрес, чтобы топонимы Ярославля гармонично дополняли его исторический, культурный и архитектурный облик.

В статьях об улицах Ярославля использованы материалы книги "Ярославль: историко-топонимический справочник" под редакцией А.Ю. Данилова и Н.С. Землянской.

 

Улицы Ярославля Фото

Улица Кирова

 

Улица Кирова

 

Улица Кирова

Улица Кирова ранним летним утром

 

Депутатский переулок

Депутатский переулок

 

Улица Андропова

 

Улица Андропова

Улица Андропова

 

Улица Революционная

Улица Революционная

 

Улица Салтыкова-Щедрина

Улица Салтыкова-Щедрина

 

Улица Верхняя

Улица Верхняя

 

Улица Подгорная

Улица Подгорная

 

Ямская слобода

смутное время 1612Ямская слобода формировалась вдоль старой Московской дороги юго-западнее Тропинской слободы. В документах первое упоминание о ярославском яме — «селенье, коего крестьяне отправляют на месте почтовую гоньбу» на царя, — относится к 1532 году.  По указу 1565 года «строити ямские слободы» по торговому пути к Белому морю поселение «ерославских охотников» получает четкий статус в ведении Ямского приказа.

В документах первой трети XVII в. фигурируют не только сама слобода, но и исстари ямское село Пятницкое на Туговой горе с его церковью и кладбищем, и обширнейшие земельные участки, закрепленные за ямским обществом. Учреждение в 1693 г. Петром I регулярного почтового сообщения по Московско-Архангельскому торговому тракту способствовало дальнейшему росту слободы, но вскоре царь упраздняет приказы, и ямщики из государевых служилых по прибору людей становятся крестьянами.

В старинных документах упоминается и протекавший здесь Грозилов ручей, но картографических сведений о нем нет.

Самое нелогичное в истории ярославской Ямской слободы то, что искони ямское село Пятницкое с храмом на Туговой горе, вид с которой на Ярославль неоднократно изображался на рисунках, акварелях и гравюрах, в состав города... не входило: эти земли юридически были присоединены к Ярославлю только в советское время. Сама же Пятницкая церковь на Туговой горе не только формально относилась по всем известным документам к городским храмам, но и участвовала в повседневной церковной жизни города.

Сейчас о существовании когда-то Ямской слободы в Ярославле напоминает одна из улиц Ярославля - Ямская улицв. Эта улица сформировалась на территории слободы.

 

20160917

Парки Ярославля

А что нового я узнала об Ипатьевской летописи? Самое, пожалуй, что меня удивило, что она дошла до нас в 8 списках, которые отличаются друг от друга.  Названа по имени самого древнего списка, найденного Карамзиным в Ипатьевском монастыре в Костроме. Он датируется первой четвертью XV века. Кроме него самостоятельное значение имеет Хлебниковский список XVI века. Остальные в целом идут то от Ипатьевского, то от Хлебниковского списков. А вот эти два списка существенно отличаются друг от друга.

Ничего удивительного. Привычка подправлять неудобные исторические события имеет место быть не только в наше время.

Летопись описывает события до конца XIII века. Открывается полным списком Повести временных лет, затем идет Киевская летопись и Галицко-Волынская.

Лаврентьевская летопись тоже заслуживает внимания. Это оказывается самая древняя летопись, дошедшая до нас не в переписанном виде, а в подлиннике.

Написана на пергаменте в 1377 году на основе «ветшаной» рукописи великокняжеского свода 1305 года. Названа по имени монаха Лаврентия, который переписал большую часть текста.

Считается ключевым документом по истории Российской государственности. Включена ЮНЕСКО в реестр «Память мира».

 

Князь Олег

Князь Олег, Вещий Олег — новгородский князь с 879 года и великий князь киевский с 882 года.

Содержание

1. Биография князя Олега

1.1 Правление

1.1.1 Годы правления Олега

1.1.2 Поход на Византию

1.2 Смерть Олега от укуса змеи

2. Итоги правления

2.1 Внутренняя политика

2.2 Внешняя политика

Князь Олег – биография

Откуда мы знаем о князе Олеге, прозванном Вещим?

Из двух летописей:

  • Повесть временных лет,
  • Новгородская Первая летопись.

Что говорит об князе Олеге Повесть временных лет?

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив, тем самым, два главных центра восточных славян. Умер в 912 году.

Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается. Говорится только, что он был родичем (соплеменником) Рюрика.

В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином — братом жены Рюрика, которую называет Ефандой. Вот на этих не очень надежных сведениях и базируется информация о происхождении Олега.

А что говорит об Олеге Новгородская Первая летопись?

В Новгородской Первой летописи Олег изображается не князем, а воеводой при Игоре. Это Игорь убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию. А Олег вернулся обратно на север, в Ладогу, где умер не в 912, а в 922 году. Новгородская летопись сообщает ещё одну версию гибели Олега: некоторые говорят, что Олег ушел «за море» и там умер.

Две летописи изображают события совершенно по-разному.

Какой летописи верить?

Начнем с того, что Повесть временных лет признается всеми главным историческим источником для реконструкции прошлого Древнерусского государства. Но этот не значит, что все сведения, которые она излагает, считаются абсолютно достоверными. За доверие к информации об Олеге из этой летописи говорит русско-византийский договор 911 года, где Олег назван великим князем русским, который заключает договор от своего имени.

А что же Новгородская летопись? Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода, на котором базируется и «Повесть временных лет», поэтому тоже заслуживает определенного доверия. По мнению ряда исследователей, эта летопись даже старше ПВЛ. Её сведения лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода.

И что же делать историкам? Пока что историки обычно в научных, научно-популярных и учебных текстах используют сведения, взятые из Повести временных лет.

Правление князя Олега

Князь Олег представляется по версии Повести временных лет умелым полководцем и предусмотрительным политиком. Впервые в этой хронике сообщается о нём в 879 году в связи со смертью Рюрика. Княжение перешло к нему как к «родичу» Рюрика и опекуну над Игорем – его малолетним сыном. Таким образом, Олег правил в 879-882 гг. на восточнославянском Севере у ильменских словен, кривичей и окрестных финно-угров (племена веси, мери, чуди).

В 882 году, собрав воинов от многих проживавших на севере Руси народов, Олег выступил в поход на юг. Он захватил Смоленск, Любеч, далее путь лежал на Киев. В Киеве правили бывшие дружинники Рюрика Аскольд и Дир. В 866 году они были отпущены Рюриком в поход на Византию. После возвращения из похода Аскольд и Дир осели в Киеве.

Добравшись до Киева, Олег отправил к ним посла со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам». Аскольд и Дир пришли… Олег, спрятал одних воинов в ладьях, а других за собой оставил, а сам пошёл вперёд, и нёс на руках юного княжича Игоря, и объявил им: «Вы не князья и не княжего роду, а я - княжего роду».

Предъявив им наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег сказал: «А он — сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира.

Далее, скорее всего, уже бескровно князь Олег утвердил свою власть над Киевом.

Расположение Киева показалось князю Олегу весьма удобным. Город находился примерно на середине важнейшего торгового пути «из варяг в греки».  Он обосновался там с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских».

Таким образом, в 882 году киевский князь Олег объединил под своей властью два главных центра складывания государственности у восточнославянских племен: Киевщину («Куябу» – в зарубежных источниках) и «Новгород» («Славию»). Земли Северной и Южной Руси стали единым государством – Киевская Русь. Дату 882 год многие современные историки принимают за условную дату рождения Древнерусского государства, а князя Олега считают его основателем и первым правителем.

Годы правления князя Олега в Киеве – 882-912. Согласно Повести временных лет, после смерти Олега от укуса змеи князем Киевским становится сын Рюрика Игорь (912-945).

Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен.

Последующие годы князь Олег посвятил завоеванию соседних с Киевом славянских народов на левом и правом берегах Днепра – древлян, северян, полян, радимичей, многие народы до этого находились в зависимости от хазар и платили им дань.

Поход князя Олега на Византию

Об этом походе мы узнаем из Повести временных лет, которая сообщает, что в 907 году князь Олег, собрав огромное войско, на кораблях, число которых достигало 2000, двинулся на Царьград. По подсчетам, количество воинов достигало 80 тысяч, и состояла рать из варягов и воинов подвластных Руси славянских и неславянских народов.

Доступ вражеским кораблям в гавань Константинополя греки перекрыли цепью. Однако князь Олег придумал, как обойти это препятствие. Он приказал поставить корабли на колеса. Неисчислимую армаду попутный ветер погнал по суше к стенам византийской столицы. Испугались греки и запросили мира. Князь Олег потребовал большую дань – по 12 гривен на каждого воина. Свой щит в знак победы он повесил на вратах Царьграда. Князя Олега после этого похода прозвали Вещим.

Однако, не все исследователи уверены, что такой поход вообще был.

Сторонники идеи о том, что поход имел место, в качестве доказательства ссылаются на достоверность заключенного после него русско-византийского договора 911 года. А договор был исключительно удачным. Русские купцы получили право беспошлинной торговли в Константинополе, полгода могли жить в столичном предместье в монастыре Св. Мамонта, за счет византийской стороны получать продовольствие и производить ремонт своих ладей. Такому договору вполне могла предшествовать блестящая победа князя Олега.

Но есть серьезные аргументы в пользу мнения о легендарности похода, поскольку о таком значительном событии говорят только русские источники, но молчат греческие. А ведь многочисленные вражеские осады и нападения, которым подвергался Константинополь на протяжении веков, византийские авторы описывали часто и красочно. Так были описаны и нападения Руси в 860 и 941 гг. А про этот поход и взятие Царьграда – ни слова.

Смерть князя Олега

Погиб князь в 912 году. Легенда рассказывает, что волхвы предсказали князю Олегу смерть от собственного любимого коня. Князь приказал увести его и о зловещем пророчестве вспомнил лишь через несколько лет, когда конь давно умер. Смеясь над волхвами, он захотел посмотреть на кости коня, и произнес, встав одной ногой на череп: «Его ли мне бояться?». Из черепа в тот же миг выползла змея, и нанесла смертельный укус князю.

Разумеется, это всего лишь легенда, записанная несколько веков спустя после смерти Олега. Легендарному князю – легендарная смерть.

Итоги правления князя Олега

Подведем итоги правления первого руководителя Древнерусского государства.

Внутренняя политика князя Олега

Ученые связывают с княжением Олега в Киеве значительные события древнерусской истории. Прежде всего, было заложено территориальное ядро Древнерусского государства. При нем Киев стал новой резиденцией Древнерусской державы. Верховным правителем Олега признали племена ильменских словен, кривичей, полян, северян, древлян, вятичей, радимичей, уличей и тиверцев. Через своих наместников и местных князей ему удалось заложить основы государственного управления молодой страной. Ежегодные объезды населения (Полюдье) заложили основу судебной и налоговой систем.

Внешняя политика князя Олега

Вел князь Олег и активную внешнюю политику. До него в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с ряда восточнославянских земель. Олег воевал с хазарами, и освободил славян от дани каганату. У границ державы Олега в 898 году появились венгры, переселяющиеся в Европу из Азии. Князь сумел наладить мирные отношения с этим воинственным народом. Поход Олега в 907 году на столицу Византийской империи Царьград (Константинополь) увенчался блестящей победой. В 909 году Русь и Византийская империя заключили военный договор о союзе. Но особенно удачным был торговый договор 911 года, по которому русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией, а в случае нужды, полное обеспечение продовольствием и мастерами корабельного дела для ремонта своих ладей.

 

Путевой дворец в Твери

Императорский путевой дворец – одна из главных достопримечательностей Твери. Путевые дворцы строились для отдыха царской семьи и прочих знатных особ, которые отправлялись в длительные путешествия. Такие дворцы должны были обеспечить надлежащий комфорт во время отдыха и ночевок в дороге. Всего в Российской империи было построено 14 таких комплексов. До нашего времени сохранились лишь девять из них. И одним из таких дворцов является Путевой дворец в Твери.

Он находится на берегу Волги, в пределах исторического центра Твери на Соборной площади, между Советской улицей, Староволжским мостом и Городским садом.

Дворец с двумя павильонами был построен годах в стиле классицизм с элементами барокко в 1764-1766 по проекту П. Р. Никитина. В литературе встречается утверждения об авторстве знаменитого архитектора М.Ф. Казакова, однако по утверждению Википедии такие факты исторических оснований под собой не имеет.

Дворец строился на месте сгоревшего в 1763 году архиерейского дома. Сначала было запланировано просто восстановить дом тверского архиерея. Однако частые переезды императрицы из Москвы в Петербург и обратно, а также удобное месторасположение здания и стали причиной того, что на этом месте вместо дома архиерея начали возводить дворец, в котором бы императрица могла отдохнуть с дороги. До этого тоже дошли не сразу. Сначала хотели отвести для отдыха августейших особ только восточное крыло. Однако императрица Екатерина II приказала покои отделать по образцу Новгородского путевого дворца. И как-то само собой вышло, что резиденция архиерея переехала в село Трехсвятское, а дворец перешел в придворное ведомство. Отсюда и название – Императорский путевой дворец.

12 февраля 1767 года в Тверской путевой дворец впервые прибыла императрица Екатерина II. Здесь она дала первый обед, созвав всех местных дворян. На тот момент Императорский путевой дворец, состоял из центрального корпуса и выдвинутых вперед западного и восточного флигелей. С помощью открытых деревянных галерей боковые «крылья» здания соединялись с центральным корпусом. Сооружение с его П-образной планировкой образовывало характерный для русской архитектуры XVIII века курдонёр (фр. cour d'honneur – «почётный двор») – ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием. На втором этаже в центральном корпусе размещался парадный двухсветный зал. Сюда можно попасть по парадной лестнице из вестибюля. Покои самой Екатерины II находились в восточном крыле, а в западном крыле размещались церковь и библиотека. Со временем рядом с дворцом появились служебный флигель, конюшня и каретный сарай. Окончательное завершение строительства Тверского императорского путевого дворца было ознаменовано освящением церкви в 1778 году. К этому времени был разбит прекрасный сад между зданием дворца и Волгой, призванный обеспечить отдых императрицы.

Постепенно у императрицы угасал интерес к путевому дворцу, а после её смерти он совсем утратил прежний лоск и величие.

О старом дворце и его обитателях в городе ходили легенды. Рассказывали, что в дворцовых переходах морозной зимней ночью можно встретить старого монаха, который пожалуется, что во дворце плохо топят и… растворится в воздухе. Поговаривали, что это душа обиженного Екатериной архиерея.

В 1809 году началась реставрация здания, которое уже предназначалось в качестве парадной резиденции для дочери Павла I княгини Екатерины Павловны и ее супруга принца Георга Ольденбургского. Принц занял пост генерал-губернатора Тверской, Новгородской и Ярославской губерний. Своей резиденцией он избрал Тверь, и Екатерина Павловна оказалась в бабушкином дворце, который к ее приезду перестроили по новой моде.  Дворец был отреставрирован тогда еще молодым, а в последствии знаменитым архитектором Карлом Ивановичем Росси. В ходе реставрации восстановлены многие элементы декора, открытые деревянные галереи были заменены каменными коридорами, отреставрирована парадная лестница. Интерьер дворца был дополнен изображениями античных сцен на золоченых люстрах, орнаментальными драпировками, пейзажами волжских берегов на стенах, бронзовыми фигурами, каминными зеркальными экранами. В петербургской мастерской Гроссе специально для Путевого дворца была изготовлена мебель, а для домашней церкви Д. Б. Скотти написал 14 образов и фреску «Взятие Богоматери на небо».

Екатерина Павловна была красивой и умной женщиной. В Твери при ней началось время, которое обычно называют «золотым веком». Этот «золотоф век» продолжался всего 3 года. Но за эти три года во дворце перебывали все умнейшие и достойнейшие люди России.

Полюбоваться красотами тверской природы, а также шиком и величием дворца и приезжали император Александр, историк Н. М. Карамзин, художник О. А. Кипренский, баснописец А. Е. Измайлов, поэты Ф. Н. Глинка и В. А. Жуковский, писатель И. И. Лажечников.

В стенах дворца 18 марта 1811 года известный историк Николай Михайлович Карамзин читал императору Александру, гостившему у сестры, главы из своей еще не дописанной «Истории государства Российского».

«Историю мою государь слушал с непритворным вниманием и удовольствием, никак не хотел прекратить чтения, взглянув на часы, спросил у Великой княгини: «Угадайте время: двенадцатый час!».

С 1864 по 1871 гг. по проекту архитектора А. И. Резанова была проведена новая реставрация Путевого дворца. Тогда фасад был украшен рустовками, филенками, тягами, рисунками и вензелями, а общую композицию дворца дополнили два больших балкона. Реставрация коснулась и внутренней отделки, где появился фриз, составленный из гербов Дома Романовых и городов Тверской губернии.

С 1898 года дворец, некоторое время пустовавший, стал резиденцией тверского губернатора, а затем здесь разместился исторический музей.

После революции в здании путевого дворца работали советы рабочих и крестьянских депутатов, а также губернский исполнительный комитет. 28 октября (10 ноября) с балкона дворца революционер А. П. Вагжанов объявил о победе советской власти.

Впоследствии в палатах дворца размещались облисполком, правление Общества изучения Тверского края, библиотека, музеи.

Здание дворца осенью 1941 года было разграблено и частично разрушено фашистами, на прилегающей территории немцы устроили кладбище. Сразу после освобождения Твери начались восстановительные работы. В 1946 году реставряцией дворца занимался архитектор И. Е. Бондаренко. В 1948 гг. здание было восстановлено.

Во дворце разместились литературный и историко-архитектурный музеи. В бывших императорских покоях выставлены экспонаты Тверской областной картинной галереи.

Путевой дворец с конца 1990-х годов находится на реконструкции. В августе 2012 года он окончательно закрыт на реставрацию. Восстанавливается и императорский сад.

Эта реставрация длилась аж до 2017 года, и была очень тщательной. Здание воссоздали по старинным фотографиям. Восстановлены и дореволюционные интерьеры. Реставраторы кропотливо воссоздали интерьер каждого зала и вернули дворцу былые блеск и величие. Более чем 40 залам возвращен исторический интерьер. Полы в залах разные: мрамор, паркет и керамическая плитка. 226 окон из дуба украшают дворец. Дворцовую парадную лестницу восстанавливали буквально по фрагментам. Её гранитные ступени и чугунные литые перила органично вписались в общую композицию дворца. На стенах – изящные вензеля с девизами на латыни «Так победим». Там появились также зеркало и живописные панно.

Во время реставрационных работ под лестницей нашли фрагменты уникальной метлахской плитки. На единственном в Европе заводе по её образцам изготовили новую. Теперь она украшает вестибюль.

Не узнаваемым для современников стал Розовый зал. Стенам вернули исторический мрамор, который впервые применил Росси. Пилоны, пилястры и хоры воссоздали по иконографии зодчего Александра Резанова.

Гербовый зал на втором этаже выполнили в древнерусском стиле. Дополняют убранство две уникальные изразцовые печи. Пропорции печей были вычислены по фотофиксации. Даже размеры изразцовых плиток вплоть до сантиметра. Глину привезли из-за рубежа, а изготавливали их в Санкт-Петербурге. Печи изначально были питерского производства., Собирали все детали, как пазл, уже в Твери.

Самым проблемным участком была находящаяся в аварийном состоянии восточная башня. Конструкцию пришлось укрепить: сваи установили под углом 15 градусов в шахматном порядке, заменили 40 процентов кирпичной кладки.

Тверской Императорский путевой дворец становится одной из центральных культурных достопримечательностей Верхневолжья, главным символом Твери.

 

Адрес: г. Тверь, ул. Советская, д. 3,

телефоны (4822) 33-71-68, 33-62-43

Режим работы: с 11.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника