• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IIРоссияIIИстория РоссииIIСтраницы истории РоссииIIМонастыри РоссииIIСтарые русские городаIIПерсоналииII

Ах ты, батюшка, Ярославль город!

Ты хорош, пригож, на горе стоишь,

На горе стоишь во всей красе,

Промеж двух рек, промеж быстрых,

Промеж Волги-реки, промеж Которосли.

С луговой было со сторонушки

Протекала тут Волга-матушка.

С нагорной да со сторонушки

Протекала тут река Которосль.

(слова из песни)

Ярославль,

Богатырь светлолицый,

Прошумели века над тобой,

Брат и спутник державной столицы,

С нею связан одною судьбой.

Город труженик в мирные годы,

Город ратник в военные дни,

Ты под стать работяге-народу

И характером Волги сродни.

Города есть красивей, быть может,

Я не хаю чужое жилье, -

Ярославль для меня всех дороже:

Здесь прописано сердце мое!

И. Смирнов.

 

 

Яковлевский переулок

Успенский собор в Ярославле

Яковлевский переулок Заволжский район (Яковлевское). Назва­ние присвоено в феврале 1957 г.

в связи с расположением на терри­тории бывшего поселка Яковлевский.

Бывшее название:

часть Школьной улицы - с 1940-х до 1957 гг.; на этой улице Ярославля располагалась школа.

 

Тропинская слобода

Улицы Ярославля

Тропинская слобода, улица. Можно предполагать, что это самое древнее поселение за Которослью. С момента своего возникновения Ярославлю надо было связываться с Ростовом, как центром епархии, и им же, а потом СуздалемВладимиром — как столицами. Понятно, что название дороги «Московская» позднее, исходно она была Ростовской.

Опорным звеном, определявшим направление дороги, был перевоз через Которосль. Целый ряд аргументов говорит, что еще в удельные времена на ярославском берегу он был у Медведицы, а на противоположном — в месте, где низкая надпойменная терраса ближе всего подходит к реке. Сюда и приходила дорога, по сторонам от которой выросло поселение (по регулярному плану старая дорога осталась в нем Тропинской улицей, которая сохраняет свое название и ныне).

С конца XVI в. слобода упоминается в источниках среди других ловецких, позднее — в составе Толчковской сотни. В старинных документах чаще встречаются другие варианты названия слободы: Д(о)ропина, Друпина, Дрюпина и Трупина. В связи с этим предположение о связи топонима с некими тропами в густом лесу кажется сомнительным, хотя лес в глубокой древности здесь, без сомнения, был.

Причины переноса Которосльного перевоза, а вместе с ним и Московской дороги от Подзеленья к южной, а затем к западной стене Спасского монастыря не изучены. Можно предположить, что сведение лесов и другая хозяйственная деятельность жителей растущих слобод на невысокой надпойменной террасе изменили условия водостока, из-за чего ухудшился подход к берегу. Так, позднее очень серьезное вмешательство в жизнь Которосли при устройстве плотин для ЯБМ обернулось не только нарушением судоходства по реке, чем были очень недовольны ростовцы, но и через некоторое время подтоплением Николо-Тропинской церкви, что заставило тропинцев упразднить приделы в первом этаже храма и надстроить его.

 

20170116

Ярославль зимой фото Ярославль осенью фото Ярославль летом фото князь Ярослав Мудрый

Начну с того, Саша, что я благодарю тебя за понимание. Ты просишь написать про Советский Союз. Хорошо, поговорим и об этом. Итак, вот та часть твоего комментария про Советский Союз.

И потом, не трогай Советский Союз. Там воровали гораздо меньше и уровень жизни граждан страны и не различался так разительно.

Ох, как ты Советский Союз любишь! А всё потому, что тогда был начальником. А Советский Союз был страной для таких, как ты, начальников-коммунистов, и начальников-коммунистов повыше. А все остальные были советским быдлом, и страна была не для них.

Будешь спорить? А ты жил так, как все, или всё же лучше, чем другие? Жаль, что мы не обсуждали это раньше. Могу привести пример другой своей знакомой, которая была начальником цеха на одном из заводов Ярославля.

Вот у неё ностальгия по тому времени! Ей не нужно было покупать квартиру, ей даже не нужно было о ней беспокоиться. Ей просто предложили получить квартиру и в неё въехать. Потому, что страна была для коммунистов-начальников. Не просто для коммунистов, а именно для коммунистов начальников.

Мой муж тоже был коммунистом. Непьющий рабочий с золотыми руками. Его фотография неоднократно висела на заводской Аллее почета. Тогда у рабочих хотя бы была нормальная зарплата, а в остальном они были таким же советским быдлом, как и все остальные, независимо от того, коммунисты они или нет.

А советское быдло стояло в очереди на квартиру по 10-15 лет, ютясь всё это время с детьми, где придется. Так же было и в нашей семье. Мой муж оказался первым в очереди на квартиру ближе к началу перестройки. Когда сдавали два последних дома, было уже ясно, что бесплатного жилья больше не будет. Что тогда делалось! Люди осаждали каждый день тех, от кого зависит распределение квартир. Требовали, клянчили, умоляли, унижались, просто планомерно и целенаправленно надоедали. Они и получили…

Муж сказал, что он лучше бесплатно отстоит у станка пять смен, чем вот так себя опустит. В результате, в обоих домах его цеху не было выделено ни одной квартиры, и он остался с двумя подросшими детьми разного пола в двухкомнатной малосемейке, за которую он за копейки два года работал подсобным рабочим на стройке. Не для него была эта страна, хоть КПСС и утверждала лицемерно, что рабочий класс – гегемон. Это была страна коммунистов-начальников.

Я говорю своей знакомой, для которой была эта страна, что вот, в советских магазинах не было самого необходимого – мяса, колбасы, фруктов (кроме яблок). А она мне о том, что с её завода постоянно ходили заводские автобусы за продуктами в Москву, она регулярно ездила, и её семья прекрасно питалась в советское время. Автобусы ходили со всех предприятий Ярославля, только вот ни разу мой муж или его коллеги, работавшие на ЯСЗ, не имели возможности воспользоваться таким автобусом.  Не имели такой возможности и я, и мои коллеги ИТР, работавшие на ЯРЗ. Так для кого же были такие автобусы? Для коммунистов-начальников и «своих да наших». А кто такие были эти «свои да наши»? Это был целый класс примазавшихся к коммунистам-начальникам паразитов – их родственников, знакомых, любовниц, любовников, «нужных людей», которых на сленге того времени называли «блатата».  Вот эти коммунисты-начальники и блатата и составляли ту особую «шайку-лейку», которая имела наиболее лёгкий доступ к качественным продуктам питания, и которой на Руси того времени было жить хорошо. И ничего, что они регулярно тратили на поездку за пошлым «жоревом» целый день своей драгоценной жизни, давились в Москве в очередях; их грело сознание, что вот они-то прекрасно питаются, в то время как остальное советское быдло жрёт пустую картошку и пустые макароны. А вот полные прилавки нынешних магазинов их совсем не греют, потому что теперь то, что имели они, имеют все.

Начальникам-коммунистам рангом покрупнее и в столицу не надо было ездить. Для них существовали спецмагазины, спецпайки, спецбольницы и ещё много всяких «спец». Кому-то продукты приносили прямо на дом.

Ты говоришь, Саша, что тогда меньше воровали? А что было воровать? Советские бараны и так были острижены почти наголо. Отними у них ещё, и они совсем обнищают. А нужно было ведь ещё проводить вшивую теорию про светлое будущее, про «советское – значит отличное» и т.д. Трудно проповедовать людям, которые даже хлеба едят не досыта. Поэтому необходимый минимум нам всё же оставляли.

Советская экономика была катастрофически неэффективна. Такая огромная страна, где так много лугов и пастбищ, даже молоком не могла напоить себя досыта. Забыли? А я вот своих двух детей каждого больше года кормила грудью, и для лактации мне было необходимо молоко каждый день. Так что проблему молока в Советском Союзе пропустила через себя два раза очень жестко. Не то, чтобы молока не было совсем. Утром к гастрономам подъезжали бочки с молоком, постоишь очередь, и тебе нальют вожделенные три литра. Или иди к открытию гастронома, и там какое-то время продают молоко по две поллитровые бутылки «на нос». А в другое время молока в советских магазинах не было.

Беда была в том, что смена мужа начиналась в 7.30, и чтобы купить молока и не оставить малых детей одних (или оставить ненадолго), приходилось ещё как изворачиваться. А теперь молока и молочных продуктов собственного производства у нас вдоволь, та же, как и мяса, фруктов и всего другого. А что изменилось? Только одно: ушел поганый социализм с его уравниловкой, люди стали больше заинтересованы в результатах своего труда, и результат не замедлил проявиться.

Я не говорю о высшей элите – членах Политбюро, которые коллекционировали автомобили и драгоценности. Я говорю о большинстве коммунистов-начальников. Чем их уровень жизни отличался от уровня жизни обычного советского быдла? У них была гарантированно квартира, очень часто машина и дача, они прекрасно питались и одевались. И это всё! Таких людей тогда было меньшинство.

Так теперь у большинства из нас это есть, и квартира, и машина, и дача, и большинство прекрасно питается и одевается. Мы мечтаем уже о поездках в Париж, на худой конец в Турцию или Египет, мы хотим не квартиру, а двухэтажный дом в черте города, да и ещё бы один такой же на берегу моря. Вот это сейчас имеет меньшинство.

А мы, живущие как коммунисты-начальники Советского Союза, считаем это само собой разумеющимся (ведь мы этого достойны), и забываем поблагодарить за это Бога, Вселенную, власть, в конце концов, за её усилия.

Мы ностальгически вспоминаем Советский Союз, где все жили хоть и в нищете, но примерно в одинаковой нищете, где так не воровали. А почему же тогда имел хождение анекдот, что Ленин из воров сделал коммунистов, а Брежнев из коммунистов воров? Говоря про пример о пироге, стоит заметить, что советский пирог был очень маленьким, тощеньким и невкусным. Его делили чуть-чуть по-другому: сначала по маленькому, примерно одинаковому кусочку отрезали советскому быдлу, потом всё оставшееся коммунисты-начальники делили между собой по иерархии. А оставалось-то мало! Поэтому и воровали мало. Осталось бы больше, украли бы больше.

Слава Богу, сейчас выросло новое поколение, которое надеется только на себя, ищет возможности хорошо зарабатывать и находит их, покупает машины, квартиры, дачи, путешествует по всему миру, а не ощупывает карманы тех, кто стоит у власти, пуская завистливые слюни.

Прости, Саша, ещё раз, за мою резкость.

Но вернемся к старым русским городам.

Фото Белозерска.

Софийская звонница – звонница Софийского собора, расположенная на территории новгородского Детинца.

Одна из церквей Великого Новгородацерковь Андрея Стратилата.

Достопримечательность ДмитроваУспенский собор. Расположен на территории Дмитровского кремля.

Ночная Москва, Кремль. Из серии Фотографии Москвы.

Фотография Успенского собора с востока. Вдали видны главы Благовещенского собора.

Один из парков МосквыАлександровский сад – в начале ноября.

Достопримечательность Москвы Крутицкое подворье. Одна из церквей Москвы – Успенский собор Крутицкого подворья. Интересна башенка ограды.

Один из монастырей Москвы Новоспасский монастырь.

Старая открытка с изображением Московского проспекта в Ярославле. Он тогда ещё был Московской улицей. Вдади видны Спасо-Преображенский монастырь, церковь Богоявления, церковь Михаила Архангела.

Волжская набережная на старой открытке.

Советская площадь (быв. Ильинская). Церковь Ильи Пророка, вид с юга. Здание Присутственных мест, и небольшое двухэтажное здание, построенное на месте разрушенного дворца наместника.

Красная площадь (быв. Семеновская). Пожарное депо и церкви Семеновского прихода.

Улица Ушинского (быв. Стрелецкая), чуть виден Первомайский бульвар и театр им. Волкова.

Красивая фотография Успенского собора.

 

Церковь Флора и Лавра

Скверы Ярославля Современный Ярославль

Церковь Флора и Лавра относится к числу утраченных церквей Ярославля. Она находилась близ моста через Медведицкий овраг (на месте площади перед Вечным огнём) у Фроловской башни Рубленого города. Точная дата строительства церкви неизвестна. Есть упоминание о церкви Флора и Лавра под 1611 годом. Я обнаружила его в книге «Золотой век Ярославля», а там в свою очередь ссылка на книгу Чугреевой Н. Н. «Державная заступница. Чудотворные иконы Богородицы Казанской в Смутное время. Ярославская и Московская». В этой книге говорится про самопроизвольный звон колоколов церкви Флора и Лавра к сретению иконы Богородицы Казанской.

Есть упоминание о деревянном Флоровском храме в Переписной книге Ярославля 1646 года. Она перечислена в числе сгоревших церквей в документах, связанных с пожаром 1658 года в Ярославле.

О начале строительства каменной церкви мы узнаем из челобитной 1695 года городового старосты Михаила Леонтьева «со товарищи» митрополиту Иоасафу:

«Близ рядов (в прошлых годах) построены смежно две церкви деревянные бесприходные подаянием верующих, одна во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, да святителя Христова Николая Чудотворца и другая святителя Николая Чудотворца да святых мученик Флора и Лавра, и ныне де они, посадские люди многие и иные сторонние верующие люди обещали на тех церковных местах прежних воздвигнута одну каменную настоящую церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, да в приделах святителя Николая Чудотворца и святых мученик Флора и Лавра, и на то каменное строение всякие запасы припасать, и тех деревянных церквей снять и вновь строить той церкви без нашего преосвященного митрополита не смеют».
Каменная церковь прихода была построена в 1712 году «иждивением многих посадских и иных торгующих людей». Главный престол церкви освятили во имя иконы Владимирской Богоматери, но назывался храм и приход по устроенному в алтарной части приделу Флора и Лавра. Второй, тёплый придел Николая Чудотворца находился в трапезе.

Церковь принадлежала к типу бесстолпных храмов с трапезной и колокольней «в паперти в углу», её единственная глава была покрыта зелёной черепицей. В подклете церкви, кроме кладовых палаток, находилось жилье («покои») для священника и пономаря, а в паперти - для дьячка.

Церковь Флора и Лавра была ружной, получала постоянный доход сначала из таможенных сборов, а затем от городской думы. До переустройства города по регулярному плану ей принадлежала земля в торговых рядах, на которой было построено 11 лавок, дававших основной доход на содержание храма и причта.

Бедная церковь, не имевшая денег на ремонт, постепенно разрушалась. К началу XIX века состояние Флоровского храма было признано катастрофическим.  Во время службы 24 мая 1820 года алтарная стена храма с двумя нижними ярусами каменного иконостаса обрушилась «с ужасным стуком и треском». А через месяц правая стена церкви «с главой, потолком алтарным до самого пола с великим громом упала в ров». Северная и западная стены остались, но и «сие все наклонно к падению».

После этого губернатор Безобразов приказал окончательно разобрать рухнувший храм.

 

Церковь Бориса и Глеба

Резинотехника в Ярославле Районы Ярославля

Церковь Бориса и Глеба относится к утраченным церквям Ярославля. Находилась церковь на месте дома № 11/1 на пересечении улицы Революционной и Волжской набережной. Она считается одной из древнейших в Ярославле. Известно, что в 1215 году князь Константин основал как в Ростове, так и в Ярославле одновременно два храма - Успенский собор и Борисоглебскую церковь. С тех пор в течение целого ряда столетий существовал деревянный храм Бориса ми Глеба.

Про него известно, что храм сгорел в пожаре 1221 года, но его отстроили вновь (Никоновская летопись).

При разборке пострадавшего от огня Успенского собора в Ярославле в 1501 году в деревянную церковь Бориса и Глеба были временно поставлены обретённые мощи ярославских святых князей Василия и Константина.

Священником Борисоглебского храма во второй половине XVI века являлся Фёдор, в монашестве – Феодосий, впоследствии игумен Толгского монастыря и строитель первого каменного монастырского собора Введения Богоматери во Храм.

В октябре 1611 года — перенесение из Москвы в Ярославль в церковь Бориса и Глеба списка с чудотворной иконы Казанской Богоматери, принесенной летом из Казани в Москву.

Документы XVII века неоднократно упоминают церковь Бориса и Глеба в связи с происходящими у этой иконы исцелениями.

Далее информация противоречивая. С одной стороны, есть сведения, что на месте деревянной Борисоглебской церкви в 1656 году был возведён холодный пятиглавый каменный храм прихода, освящённый во имя Живоначальной Троицы. В нём были устроены два придела: Бориса и Глеба в алтарной части и Иоанна Богослова «по правую сторону противу паперти». С другой стороны, церковь Бориса и Глеба упомянута в числе сгоревших во время сильного пожара 1658 года. Приход же и после утраты церкви продолжал называться Борисоглебским.

В 1678 году на средства торговых людей Дмитрия и Петра Рукавишниковых был построен тёплый храм прихода - во имя Тихвинской Богоматери с приделом во имя Кирика и Иулиты.

В начале XIX века оба храма пришли в ветхость и были разобраны.  Троицкая церковь была возобновлена, но уже как домовая при глазной больнице доктора Кацаурова, произошло это в 1903 году. В неё были возвращены сохранившиеся утварь и иконы из упразднённого храма.



 

Прогулки по Ярославлю. Церковь Рождества Христова

Совет Всея Земли в Ярославле Смутное время итоги Слободы Ярославля Скверы Ярославля Современный Ярославль Резинотехника в Ярославле Районы Ярославля

Очень хорошо и пафосно написано о церкви Рождества Христова и её строителях. Захотелось сохранить у себя эту маленькую жемчужинку.

Галина Баева

Мы идем вдоль Волжской набережной, любуясь рекой. У воды всегда снисходит чувство успокоения, как будто тревоги уносит течением. Вдоль набережной выстроены ряды домов, все строгие, с лаконичными фасадами, они напоминают затянутых на все пуговицы службистов. Екатерининский классицизм XVIII века органично сочетается со сталинскими постройками предвоенной поры.

Поворот направо. Беглый взгляд вглубь двора. Словно белая лебедь взмахнула крыльями среди серых утиц – так прекрасный каменный Храм возвышается, забаррикадированный жилой застройкой.

Храм Рождества Христова. Памятник архитектуры 1644 год.

Церковь Рождества Христова – вторая из сохранившихся каменных Храмов на Ярославском посаде. Она отличается многоликостью, в результате сложной пространственной игры с разных точек зрения открываются новые виды на Храм, привлекающие своей новизной и гармоничностью.

Церковь возведена на подклете, с пятью приделами. В подклете – придел Николая Чудотворца, над ним – придел Петра и Павла, на южном окончании галереи – придел пяти персидских мучеников – Акиндина, Пегасия, Авфония, Елпидифора и Анемподиста, в диаконнике – придел Иокима и Анны. Главный придел – Казанский.

Первоначально Храм был увенчан пятью главами, но их разобрали еще в 1831-1832 годах по указу епископа Авраама Шумилина. Венчающее Храм пятиглавие было покрыто яркой глазурованной черепицей разнообразных оттенков зеленого и желтого цвета.

С трех сторон Храм окружают двуярусные галереи. С западного фасада – крытое крыльцо, ведущее на верхний ярус галереи.

Реконструкция первоначального облика выполнена архитектором Э.Д.Добровольской, но таким нам Храм уже не увидеть.

Первоначально был освящен северный придел в нижней церкви в честь Николая Чудотворца, издревле считавшегося на Руси покровителем торговых людей и путешественников, что было неспроста, ибо строили Храм на свои деньги купчишки Назарьевы-Гурьевы.

Казанский придел к Храму Рождества Христова – четырехгранная башня, покрытая четырехскатной кровлей с левой стороны Храма, был пристроен к Храму в 1644 году, завершая его архитектурный облик.  Крыша придела раньше была выстлана крупными квадратными керамическими плитами, а венчающая главка была покрыта городчатой поливной зеленой черепицей. Изящная главка придела на стройном барабане заканчивается ажурным крестом, памятником ювелирного искусства XVIII века.

При строительстве своды Храма имели позакомарное покрытие, но позднее, к XVII веку закомары утратили свое конструктивное значение и превратились в декоративный элемент. О времени замены позакомарной кровли на четырехскатную крышу сведений нет.

Декоративное убранство фасадов Храма сдержано и элегантно. Полукружия закомаров, барабаны главок украшены карнизом из «сухариков», карниз Казанского придела – параллельные выступающие над фасадом ряды – словно отделка мережкой кромки убруса. Галереи Казанского придела украшены рядами ширинок, внутри каждой – квадратик с вогнутыми сторонами – «часты звезды».

Крыльцо Церкви – большое, домообразное, украшено изразцами. Аутентичные изразцы не сохранились, те, что мы видим – реконструкция на основе изучения осколков утраченных.

Изразцы украшают фасады не только крыльца, но и галерей, а также парапеты надвратной Церкви Колокольни, о которой речь впереди.

Церковь Воскресения – первый Храм в Ярославле, украшенный изразцами. Есть предположение, что купцы Назарьевы-Гурьевы подсмотрели сие украшение в дальних странах мусульманского востока. Мало того, соревнуясь с благородным сословием, они заказали изразцовую посвятительную надпись, которая вьется кругом четверика  Церкви под закомарным пространством.

Надпись выполнена из крупных поливных керамических плит и гласит: Лета 7152 (I644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освещена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина. Выполнение такого заказа обошлось Гурьевым недешево: каждый слог надписи требовал отдельного клише.

Кем же были купцы Гурьевы-Назарьевы, что осмелились запечатлеть свои имена в новомодном дорогом материале на фасаде Церкви, наряду с именами Царя и Митрополита, и денег у них хватило, и гордости.

Люди это действительно были именитые. О них упоминает былина о Садко новгородского цикла.

Стал Садко поторговывать \ получать барыши великие…

Потом Садко-купец, богатый гость \ зазвал к себе на почестен пир

Тыих мужиков новогородскиих \ и тыих настоятелей новогородскиих

Фому Назарьева и Луку Зиновьева

Опа! Как ярославский именитый купец оказался в Новгороде на Волхове? Очень просто! – отвечают официальные историки. После захвата Новгорода Иваном Грозным (которым из двух?) купцы Назарьевы слиняли в Ярославль, причем умудрились прихватить с собой все свои богатства, и развернулись они в Ярославле на широкую ногу. Вроде бы все логично, вот только это камешек  в копилку альтернативщиков, которые доказывают, что истинным Новгородом был Ярославль, а вовсе не немецкий форт по скупке беличьих шкурок на Волхове, который современная наука выдает за Новгород Великий.

Во времена Смутного Времени Акиндин Назарьев вместе со своим братом Гурием активно поддерживали «Совет всея земли», а затем и нового Царя Михаила Романова. В летописи сказано, что Акиндин Назарьев «стоял против них (поляков) крепко и непоколебимо в твердости ума своего безо всякого сомнения и ни к каким воровским советам не приставал, и Московскому государству во всем помогал, и малодушных людей от всякого дурна отговаривал».

В 1608 году Ярославль был захвачен поляками. В это время в деревянной Церкви Рождества Христова, на месте которой позднее купцы воздвигли каменный Храм, находящейся на их подворье, ярославцы прятали особо чтимую икону Казанской Божьей Матери.

В 1609 году Ярославль освободили вологодские ополченцы под предводительством воеводы Никиты Вышеславцева. Попытка поляков вновь захватить город окончилась неудачно. В числе ратников, обороняющих город, был и Акиндин Назарьев, видимо, тогда получивший прозвище Дружина.

За заслуги перед Отечеством в 1613 году братья Гурий и Акиндин Назарьевы получили от молодого Царя Михаила Романова звание «гостей». В данной им грамоте говорилось, что «они и неотделимые члены их  семьи подлежат только царскому суду или особому лицу, назначенному царским указом». В соответствии со статусом, «гости» освобождались от общинных служб, имели право получать поместье, могли выезжать за границу с товарами и т.д. «Гости» по назначению царя несли финансовую службу и должны были иметь в обороте 20 000 и более рублей. Купцы Назарьевы торговали с Сибирью, Астраханью, Казанью.

Предприимчивый Гурий Назарьев в 1640 году основал близь реки Яик (Урал) крупные рыбные промыслы, на которых трудились несколько сотен работных людей. Купец заручился поддержкой царского правительства и уплатил дань Ногайскому бекству, владевшему рекой. С помощью астраханских воевод он возвел у реки Яик деревянный острог, который назвали тогда Усть-яицким городком. Спустя несколько лет городок окреп настолько, что братья отказались платить дань ногайцам, но пришла беда, откуда не ждали: на острог налетали с целью пограбить то вольные казаки, то калмыки. Не понравился рыбный промысел братьев Назарьевых и астраханцам, которые пытались даже убить сыновей Гурия.

Но купчишки тоже были не лыком шиты. Михаил Гурьев обратился напрямую к Царю и в 1645 году получил грамоту на право постройки каменной крепости. Государственный контракт имел следующие условия: Гурьевы обязывались построить крепость за свой счет, казна же обязалась поставлять ежегодно 600 строителей, также Гурьевы были освобождены на 7 лет от налога на промыслы. Строительство, как оно часто бывает, затянулось на 15 лет и стоило братьям 290 000 рублей.

Казаки и кочевники продолжали тревожить промыслы, правительство не выполняло свои условия, в результате Гурьевы разорились и спустя 30 лет рыбные промыслы были переданы в управление приказа Большого двора.

Однако город был выстроен, он стал крупной пограничной крепостью, в XIX веке  в честь основателей он стал носить имя Гурьев. После Социалистической революции 1917 года город, основанный русским купцом для русских людей на собственные средства при поддержке Московских Царей, без зазрения совести был отдан под юрисдикцию Казахской республики. В 1992 году, после развала СССР казахи переименовали русский город Гурьев в Атерау. Напоминанием об отцах-основателях города остается название одной из центральных улиц теперь уже Атерау, которая именуется Гурьевской

Купцы Гурьевы, кроме построенного на собственные средства города, возвели на своем подворье в Ярославле на месте деревянной церковки каменную Храмину. Братья Михаил и Иван в 1671 году отгрохали для себя в Москве каменные палаты.

Эти люди могли позволить себе увековечить свои имена в изразцовой надписи.

Рядом с Церковью Рождества стоит еще одно архитектурное чудо: колокольня.

Белая башня, напоминающая торт-бизе, кажется, она сделана не из камня, а из чего-то легкого, воздушного, кружевного. Этот уникальный памятник высотой 38,34 метра, не имеющий аналогов в русской архитектуре, был возведен в 50-ые годы XVII века. На втором ярусе массивного четверика, окруженного открытой галереей, расположена небольшая церковь Гурия, Самона и Авива. Она была возведена в память Гурия Назарова и для богослужений не использовалась.

На четверике стоит восьмерик, прорезанный большими «звонами» - проемами для колоколов. Над восьмериком устремился ввысь стройный шатер. По бокам шатра поставлены две небольшие шатровые башенки, на фото они сливаются с основным шатром, усиливая впечатления устремленности всего здания ввысь. Одна из башен когда-то была предназначена для часового механизма и имела специальную шахту для гирь, в другой была лестница на колокольню.

С западной стороны по углам расположены парные столбики с округлыми резными навершиями. Это уникальное украшение, не встречающееся более ни в одной другой церкви. Историки искусства сравнивают их с минаретами мечетей и предполагают, что купцы Гурьевы, видевшие минареты во время своих торговых поездок по Восточным странам, предложили зодчим использовать этот мотив. Оставим это утверждение на совести официалов.

Богатый западный фасад колокольни замыкал перспективу одной из улиц центральной части посада. В настоящее время Церковь зажата со всех сторон современной застройкой, белая лебедь, посаженная в клетку.

До революции на колокольне было восемь колоколов, самый большой из которых весил около 100 пудов. Некоторые колокола из звонницы были отлиты на заказ в Голландии в первой половине XVII века. В 1929 году колокольные звоны были запрещены, как «мешающие строительству социалистического уклада жизни», а колокола отправлены на переплавку.

Строительство всего комплекса Храма велось с 1636 года по 1644 год. Его начали братья Гурий и Анкидин Назарьевы, а закончили уже сыновья Гурия.

Первый иконостас был заменен в XVIII веке шестиярусным резным иконостасом в стиле барокко. Иконы написаны в первой половине XVII века, это единственный сохранившийся в Ярославле цельный ансамбль, выполненный до раскола Церкви.

Интерьер расписан на средства ярославских купцов Гурьевых. Имена живописцев остались неизвестными, но искусствоведы склоняются к мысли, что они могли быть сделаны ярославскими мастерами Федором Игнатьевым и Дмитрием Семеновым. Заказ был вызван временным приездом Гурьевых в Ярославль из Москвы во время стрелецкого бунта 1682 года, начата роспись была 28 мая и закончена 25 мая уже 1683 года. По каким-то причинам живописцы не закончили роспись в одно лето, как было принято. Расписаны были стены основного Храма и три портала паперти. Своды и стены паперти никогда не были расписаны.

Живопись не избежала подновлений. В 1840-е годы подмазали клеевыми красками. В 1869 году на средства старосты Ф.Д. Бочарова переписали наново алтарь. В 1966 – 1970-ых годах стенопись взялись научно реставрировать В.И.Васин, Е.А.Криулин, В.Ф.Николаев, Ю.Ф.Медведев, В.Г.Зайцев при научном консультировании О.Ф.Плющ.

Посмотреть уникальные фрески простым смертным невозможно, храм закрыт. Вход только по предварительным заявкам в летнее время.

В 1861 году согласно документам при Храме числилось 295 прихожан. Местная икона Рождества Христова особо почиталась, как приносящая легкие роды беременным женщинам.

В 1921 году советские власти закрыли Храм, но уже в 1928 – 1929 отреставрировали и передали в ведение научного отдела Главнауки. Те  не нашли лучшего применения архитектурному памятнику XVII  столетия, как отдать его под складские и жилые помещения.

Однако же в 1959-1968 годах была проведена реставрация Храма по проекту Э.Д.Добровольской, и с 1970 года Храм был передан Ярославскому историко-архитектурному музею – заповеднику, где он тихо ветшал «под охраной государства».

В конце 1990-х начала рушиться стена колокольни, но деньги на восстановление уникального памятника нашли, Храм привели в порядок.  В настоящее время он находится в совместном управлении музейщиков и Церкви, время от времени в нем проводятся службы.

В 1989 году из иконостаса Храма похитили уникальные иконы, которые вывезли за границу и продали на аукционе в Германии в 1995 году. Коллекционер из Саратова Владимир Рощин приобрел их за 200 тысяч долларов «для личного пользования», но узнав об их истории, он возвратил иконы музею. И в наше время встречаются люди широкой души.

Кланяемся Храму и памяти тороватых купцов, которые своими деньгами служили государству, как иные копьем и пищалями. Это они раздвинули русское пространство во все стороны света. Богатые, свободные, с чувством собственного достоинства, они строили города и Церкви, вписывая собственные имена в Историю. А нам, потомкам, нужно знать собственную историю и гордиться ей.

 

 

Фото Ярославля

Одна из площадей Ярославля - Советская площадь

Фото Ярославля

Ризположенский придел церкви Ильи Пророка в Ярославле.

Фото Ярославля

Один из монастырей Ярославля - Кирилло-Афанасьевский монастырь.

Фото Ярославля

Спасо-Преображенский монастырь. Вид на южную стену.

Фото Ярославля

Фото церкви Рождества Христова в Ярославле.

Фото Ярославля

Одна из церквей Ярославля - церковь Спаса на Городу.

Фото Ярославля

Церковь Николы Рубленого в Рубленом городе

Фото Ярославля

Достопримечательности Ярославля. Успенский собор.

Фото Ярославля

Церковь Николы Мокрого.

Фото Ярославля

Храмовый ансамбль в Коровниках. Западное крыльцо церкви Иоанна Златоуста.

Фото Ярославля

Церкви Власьевского прихода.

Фото Ярославля

Юбилейная площадь.

Фото Ярославля

Дом на одной из улиц Ярославля. Улица Романовской (совр. улицаНекрасова) Фотограф И А Лазарев 1919 год

Фото Ярославля

Старая фотография проспекта Октября.

Фото Ярославля

Толгский монастырь.

 

1618

Ярославль летом фото

18 января — кончина схимонаха Ионы (в миру Иуды Русинова).

Август — кончина Матрены, похороненной на кладбище церкви Ильи Пророка.

 

1618-1634

Заводы Ярославля

Строительство церкви Воздвижения Креста Толгского монастыря при игумене Серапионе.