• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IIРоссияIIИстория РоссииIIСтраницы истории РоссииIIМонастыри РоссииIIСтарые русские городаIIПерсоналииII
Константин Дмитриевич Головщиков Проблема с бородами в Ярославле в Петровскую эпоху

Проблема с бородами в Ярославле в Петровскую эпоху

Монастыри Ярославля Толгский монастырь в Ярославле

В самом начале XVIII века вышло, как известно, от царя распоряжение, дождавшееся в 1705 году третьего подтверждения, чтобы все, кроме духовных и крестьян, брились; ослушникам же грозила значительная пеня, так что, например, в 1711 году за 72 бороды положено было по окладным книгам Ярославля 360 рублей. Кроме того, в проезжих воротах (Власьевских) стоял, как узнаем из некоторых документов, караульщик, обязанный окликать в ночное время «всяких чинов людей» и во всякое время дня и ночи собирать деньги «с неуказного платья и бород». На лишение же бороды и усов ярославцы того времени смотрели как на искажение образа Божия. Вот как митрополит Димитрий Ростовский в один из своих приездов в Ярославль описал в своем Диарии встречу с такими людьми: «В лето 1705, бывшу ми во граде Ярославле, в июне и июле месяцах, и во един от воскресных дней из церкви соборной, по святой литургии, изшедшу ми и к своему двору грядущу, два некий человеки брадаты, но не стары, приступлыпе ко мне воззваша, глаголюще: Владыко святый! как ты велишь: велят нам, по указу Государеву, брады брита, а мы готовы главы наши за брады наши положити; уне есть нам, да отсекутся наши главы, неже да бриются брады наши! Аз же нечанному и внезапному вопросу тому удивихся, и не возмогох вскоре что от писания отвещати, противу вопроси их глаголя: что отрастет, глава ли отсеченная, или брада обриенная? Они усомневшеся и мало помолчавше, реша: брада отрастет, а глава ни. Аз же рех им: уне убо вам есть не пощадите брады, яже и десетерицою бриема отрастет, неже потеряти главу, яже единою отсечена, не отрастет никогда же». Кельи святого Димитрия посещались многими ярославцами, с которыми он рассуждал о том, в чем состоит образ Божий, и о повиновении властям. Посетители же, и очевидно уже не раскольники, так как навещали архиерея, говорили, что они сомневаются даже, можно ли, обрившись, спастись. Такое заблуждение требовало обличения, и как опыт борьбы с грубыми мнениями суеверов святитель написал по этому поводу особый трактат «Об образе и подобии Божий в человеце», разослав его для чтения по своей епархии. По повелению Петра сочинение это перепечатывалось не раз.